Главная » Статьи по психологии » Работа и карьера » Образование » 5 лучших упражнений, развивающих мышление ребенка

5 лучших упражнений, развивающих мышление ребенка

Образование

Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, счастливыми и умными. Сбудутся ли эти желания, в значительной степени зависит от врожденных особенностей ребенка и некоторых генетических факторов, но не менее важно и значимо правильное воспитание и своевременное обучение малыша. В статье представлены 5 лучших упражнений, развивающих мышление ребенка.

Роль воспитания в развитии мышления

Некоторые родители считают, что за развитие интеллекта их чада ответственны воспитатели и педагоги (сначала в детском саду, потом в школе). Конечно, ребенок поступает в образовательное учреждение, чтобы учиться, но успешность обучения во многом зависит от того, занимаются ли дома дополнительно с ним родители или нет.

Первые семь лет жизни человека – период, когда активно формируется мышление.  Задача родителей – способствовать развитию интеллекта малыша.

Педагогами-психологами разработано немало учебных пособий для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эти книги издаются специально для родителей, не имеющих педагогического образования, но желающих помочь малышу развить интеллект. Такие пособия есть в любом книжном магазине и в интернет-магазине найти их также несложно.

Роль воспитания в развитии мышленияМышление – психический познавательный процесс отражения реальности, высшая функция психики. Только мышление позволяет составить полное представление об объективной реальности, установить связи между объектами и явлениями мира. Мышление позволяет сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать, синтезировать информацию.

Мышление также и форма особой, творческой активности, присущей только человеку и позволяющей ему быть творцом своей судьбы.

Тот факт, что у детей-маугли (дети, выросшие вне человеческого общества), мышление остается неразвитым, еще раз доказывает: чтобы у ребенка формировался интеллект, с ним нужно заниматься.

Мыслить человек учится в процессе онтогенеза, благодаря взаимодействию с объектами окружающего мира и людьми.  Мышление развивается по мере роста и развития организма ребенка как бы само собой, но на успешность и скорость развития влияет то, как и в какой форме общаются с ребенком родители.

Виды мышления и способы их развить

Мышление классифицируется по нескольким основаниям. В психологии и педагогике особое внимание уделяется классификации, основанием которой служат факторы роста ребенка и этапы формирования его интеллектуальных способностей.

В возрасте от рождения до семи лет поэтапно формируются такие виды мышления:

  1. Наглядно-действенное или практическое мышление (формируется от рождения до трех лет). Когда маленький ребенок трогает, щупает, бьет, кусает, ломает, разбирает и складывает предметы, он учится думать.

Ручки малыша – инструмент познания мира и способ составить о нем представление. Чем активнее ребенок исследует мир, тем лучше. Рьяное желание все достать и попробовать «на зуб» тревожит родителей (не все действия с предметами безопасны), активность малыша нужно контролировать, но ни в коем случае не отбивать у него желание познать мир, напротив, его нужно поощрять.

Наглядно-действенное или практическое мышлениеПомогают развивать практическое мышление:

  • конструктор,
  • сортер,
  • лепка из пластилина,
  • рисование пальчиками,
  • игра с песком, крупами, водой,
  • игрушки, отражающие результат действия ребенка.
  1. Наглядно-образное мышление (формируется в возрасте от трех до пяти лет). Дошкольник учится оперировать образами предметов, а не непосредственно ими. Ребенок моделирует образ предмета в своем воображении и сознательно заменяет его чем-либо: другим предметом или изображением.

Возраст от трех до пяти лет это возраст повышенного интереса к рисованию и сюжетной игре. И то и другое занятие – способ условно обозначить предмет или явление, чтобы совершить с ним некоторое действие, заранее спланированное.

[sc name=»Adsense»]

В этом возрасте малыш уже может научиться читать по слогам и решать самые простые математические примеры.

Развивают наглядно-образное мышлениеПомимо сюжетно-ролевых игр и свободного рисования, развивают наглядно-образное мышление:

  • раскраски,
  • лабиринты,
  • конструирование по заданному образцу,
  • пазлы,
  • аппликация,
  • игры на сравнение (например, найти различное в одинаковом), анализ и синтез (например, назвать части, из которых состоит предмет).
  1. Словесно-логическое или теоретическое мышление (формируется в возрасте от пяти до семи лет). К концу дошкольного периода ребенок осваивает логику, учится оперировать абстрактными понятиями, уже не опираясь на наглядное изображение предмета или форму.

Появляется умение рассуждать в уме, делать умозаключения, составлять рассказ и доказывать свою мысль. В этом возрасте ребенок уже оперирует такими сложными понятиями как время и пространство.

Словесно-логическое или теоретическое мышление

Развивают теоретическое мышление:

  • головоломки,
  • повторение рисунка по клеточкам (графический диктант),
  • чтение,
  • решение в уме примеров по математике,
  • составление рассказа по картинке,
  • игры на обобщение и классификацию (например, разделить объекты по группам).

После семилетнего возраста перечисленные три вида мышления изменяются качественно, совершенствуются, развиваются и усложняются.

Топ-5 лучших упражнений

Чтобы не запутаться в разнообразии игр и упражнений, лучше выбирать те из них, которые являются высокоэффективными и при этом положительно оцениваются ребенком.

К числу игровых упражнений, привлекающих внимание, интригующих, развлекающих ребенка и при этом замечательно развивающих его интеллект, относятся следующие:

  1. Упражнение «Найди лишнее». Задача ребенка: выбрать из нескольких изображений или предметов лишний. Например, можно разложить на столе фрукты (три – пять штук) и один овощ, затем попросить ребенка найти лишнее в этом ряду. Оставшиеся предметы нужно охарактеризовать одним обобщающим словом. В описанном примере таким словом будет слово «фрукты».

Вместо предметов в игре можно использовать их изображения, а детям пяти – семи лет можно просто проговаривать слова и просить назвать лишнее.

Упражнение Найди лишнее

  1. Упражнение «Опиши словами». Ребенку предлагается рассмотреть предмет, изображенный на картинке и описать его словами. Главное условие: картинку видит только сам ребенок, и название предмета ему нельзя произносить. Малышу придется подбирать и придумывать множество характеристик предмета до тех пор, пока он не будет разгадан взрослым или другими участниками игры.

Более сложные варианты: на картинке изображен не конкретный предмет, а явление или событие.

Упражнение Опиши словами

 

  1. Упражнение-игра «Волшебный мешочек». В непрозрачный пакет, картонную коробку или мешочек из ткани взрослый помещает четыре – шесть предметов (в зависимости от возраста ребенка, количество предметов нужно изменять). Ребенку озвучивается описание предмета (например, мягкий, круглый, маленький). Задача: не глядя в мешок, а только ощупывая предметы руками, найти описанный объект и назвать его словом.Упражнение волшебный мешочек

Игру можно усложнять, давая обратное задание: «Найди что-то не круглое, не мягкое и не маленькое».

  1. Упражнение-игра «Съедобное – несъедобное». Родитель бросает (или катит по полу) малышу мяч, называя любое слово. Если названное слово обозначает нечто съедобное, ребенок ловит мяч, несъедобное – отбрасывает его.

Эту игру можно усложнять различными способами. Например, бросая мяч, называть цвет, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет такого цвета. Еще одна вариация: ребенок должен придумывать прилагательное к называемому взрослым существительному. Более сложный вариант: ребенку нужно называть слово-синоним или антоним к названному взрослым слову.

  1. Упражнение «Спутанная сказка». Для этого упражнения придется заранее распечатать на отдельных листах бумаги иллюстрации к какой-нибудь сказке. Если взять неизвестную ребенку сказку, задание будет на порядок сложнее. Картинки с иллюстрациями перемешиваются в хаотичном порядке и раскладываются перед ребенком так, чтобы он мог видеть их все. Задание: разложить картинки в правильном порядке, так, чтобы получилась сказка.

Если ребенок умеет читать, можно распечатать текст сказки и разрезать его на четыре – шесть осмысленных частей. Задание останется тем же: расставить кусочки текста в правильной последовательности.

Упражнение Спутанная сказка

Развивать интеллект ребенка совсем не сложно, для этого достаточно быть внимательными к нему, отвечать на вопросы, рассказывать о мире, и хотя бы тридцать минут в день в игровой форме заниматься развитием мышления.

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

, , , ,