Главная » Статьи по психологии » Психология чувств » Человеческие эмоции и чувства в психологии

Человеческие эмоции и чувства в психологии

Психология чувств

Человеческие эмоции и чувства в психологии

Как много людей испытывают душевные волнения, не осознавая их, а просто переживая и ощущая. Однако, не понимая, что испытываешь, трудно управлять чувствами, мыслями, действиями и поступками, которые они вызывают.

Даже очень сильные положительные, но неконтролируемые переживания оказываются для организма стрессом и серьезным испытанием, что и говорить об отрицательных чувствах.

Научившись осознавать, понимать и контролировать усилием воли свои душевные волнения, можно сделать жизнь гармоничнее и счастливее.

Определение чувств и эмоций

Яркие эмоции и сильные чувства, захватывая сознание и руководя им, не оставляют разуму шансов проконтролировать ситуацию. Именно поэтому вплоть до середины XIX века (периода активного развития и революционных открытий в естествознании и становления науки психологии) чувственные переживания и разум противопоставлялись друг другу как два принципиально разные способа взаимодействовать с миром.

Сегодня считается, что душевные переживания человека – чувства, эмоции, настроения, аффекты, страсть и стресс – дополняют мыслительную деятельность и регулируют поведение. В экстремальных и новых ситуациях эмоции заменяют мышление. Когда человеку некогда размышлять, когда от скорости реакции зависит жизнь и здоровье, эмоции «спасают», руководя поведением на бессознательном уровне.

Ученые расходятся во мнении о том, чем отличаются чувства от эмоции и определяют их по-разному. Некоторые переживания сложно классифицировать как чувство или эмоцию, так как грань между ними бывает очень тонкой.

Если придерживаться мнения о том, что чувства – это эволюционно развитые и социально обусловленные высшие эмоции, то каждое чувство можно будет определить как комплекс эмоциональных переживаний, который связан с каким-либо объектом (предметом, поступком, событием,  человеком, животным). Чувства всегда имеют предметную определенность.

Чувства – не врожденные, а развитые, «выученные» переживания. Они развиваются потому, что человек живет в социуме, среди представителей человеческого рода, воспитывается и обучается.

[sc name=»Adsense»]

Предполагается, что чувства как высшие эмоции присущи и некоторых животным. В частности, доказано, что человекообразные обезьяны умеют сопереживать и сочувствовать своим сородичам. А ведь эти чувства определяются как возвышенные и благородные.

Человеческие чувства появляются и исчезают, меняется их интенсивность, тон, значимость. Одно и то же чувство может быть стимулом, мотивировать к совершению поступков, а через время потерять эту функцию. Одно и то же чувство, испытываемое к разным людям фактически разные чувства.

Чувства бывают:

  • возвышенными (например, любовь, эмпатия) и низменными (например, ненависть и зависть);
  • гармоничными (положительные или отрицательные) и амбивалентными (включают и отрицательные и положительные эмоции);
  • предметными (к неодушевленным предметам) и межличностными (к людям).

Эмоции – ситуативные и беспредметные ощущения. К примеру, испуг всегда выражается одинаково. Чего бы ни испугался человек, он вздрагивает, вскрикивает, отстраняется от пугающего объекта.

Еще одно значительное отличие эмоций от чувств в том, что их очень трудно контролировать. Чувствами легче управлять, несмотря на то, что они сложнее и богаче по содержанию.

Для чего нужны переживания

Эмоции – врожденные положительные или отрицательные переживания, связанные с удовлетворением потребностей. Если потребности удовлетворяются и организм функционирует нормально, человек испытывает положительные потребности, если нет – отрицательные. Эмоции – это сигнал о том, что все в порядке и о том, что что-то не так, если есть реальная угроза или потенциальная опасность. Грубо говоря, эмоции – это душевная реакция на внешние или внутренние раздражители. В этом суть первой, сигнальной функции эмоций.

Следующая функция определяется как защитная. Эмоции призваны защищать человека от угроз. Например, такая сильная негативная эмоция, как страх, часто воспринимается людьми как переживание, мешающее нормально жить. Но так можно сказать только о преувеличенных и необоснованных страхах. Изначально страх оберегает человека, не позволяя ему вступить в контакт с опасным явлением или объектом.

Эмоции мобилизуют организм, задействуют его резервные силы и потенциал, волнуют, вдохновляют и побуждают на защиту личности.

Мотивационная функция в большей степени присуща чувствам, нежели эмоциям. Чувства побуждают действовать в определенном направлении относительно объекта переживаний. Так, испытывая дружескую симпатию, человек стремится помочь другу, поддержать, оказать услугу и так далее.

Эмоции также регулируют поведение, а в стрессовых ситуациях и вовсе заменяют мыслительный процесс. Регуляционная функция эмоций сводится к тому, что они либо способствуют прекращению деятельности, либо, напротив, стимулируют ее.

То, как индивид выражает (или не выражает) свои чувства и эмоций по отношению к собеседнику, позволяет сделать вывод об отношениях между людьми. Кроме того, посредством чувств и эмоции от человека к человеку передается информация, в том числе и на невербальном уровне. В этом коммуникативная функция чувств и эмоций. Душевные волнения, которые можно заметить, всегда правдивее слов, так как они плохо контролируются и выражаются спонтанно.

Истинные эмоции видны по физиологическим реакциям тела (пот, покраснение кожи, расширение зрачков), мимике, пантомимике, в жестах и позах. Даже если собеседник не понимает языка тела, на подсознательном уровне эти невербальные сигналы воспринимаются им. Человек говорит: «Я не знаю точно, но чувствую, что мне лгут» или «Что-то мне подсказывает, что я нравлюсь собеседнику». Весь накопленный опыт жизни обрабатывается на подсознательном уровне за долю секунды, рождая интуитивные знания.

К сожалению, среди всего многообразия человеческих переживаний, не все люди могут назвать и дюжины их. Знание того, что такое эмоции и чувства, как они влияют на внутренний и внешний мир, развивает осознанность личности и способность контролировать свою жизнь.

Основные человеческие эмоции: страх, радость, вина, гнев, удивление, интерес, отвращение, презрение.

Некоторые человеческие чувства: любовь, симпатия, ненависть, разочарование, ревность, лень, эмпатия, совесть, тревога, гордость, чувство прекрасного, чувство долга, чувство уверенности в себе и другие.

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

, , , ,