Время – относительное понятие, придуманное людьми для обозначения той формы, в которой протекают физические и психические процессы жизнедеятельности. Время нужно для того, чтобы измерять жизнь. Но почему с возрастом время течет быстрее?
Теории ускорения времени
Еще А. Эйнштейн говорил, что время – это иллюзия, так же как и пространство. С великим физиком согласны и психологи.
Как можно узнать каково на самом деле время, если единственный инструмент познания – человеческий мозг? Весь окружающий мир – субъективное отражение объективной реальности. Психика определяет мир и течение времени. Личный жизненный опыт, сознание, память, мышление – все это не где-то снаружи, а внутри.
Если бы человек летел со скоростью света в открытом космосе, он воспринимал бы время так, как если бы ходил по земле, но год его полета был бы равен ста годам на Земле!
Два человека воспринимают одно и то же событие по-разному. То, как человек привык воспринимать мир, для него является нормой, он так привык жить. Трудно представить и догадаться что мир не такой, каким мы его видим. Простой пример: немало людей, страдающих дальтонизмом, узнают об этом совершенно случайно и только во взрослом возрасте. Например, на курсах по вождению автомобиля обнаруживается, что человек не различает красный свет на светофоре.
Физика относится к разряду точных наук, но физическое измерение времени не совпадает с тем, как его воспринимает человеческий мозг. Психика изменяет законы физики. У каждого человека есть свои, внутренние часы.
Когда человек счастлив, минуты для него пролетают очень быстро, и когда он находится в опасной ситуации, секунда практически останавливается, невероятно растягиваясь. Период, насыщенный событиями, по прошествии времени воспринимается как более продолжительный и долгий. Когда человеку скучно, часы идут медленно, кажется, что день никогда не закончится, но после, оглядываясь на череду таких дней, кажется, что время пролетело очень быстро и понапрасну.
В наши дни все большее количество людей замечает, что время с возрастом летит все быстрее, а ученые все чаще принимаются за изучение этого феномена.
Есть несколько версий, почему с возрастом время течет быстрее. Самые распространенные из них:
- изменяется и ускоряется пространственно-временной континуум,
- время ускоряется по мере замедления обмена веществ в организме человека;
- люди в последние годы стали воспринимать время как все более ускоряющееся из-за информационной перегруженности,
- с возрастом время ускоряется из-за того, что жизнь становится менее насыщенной новым опытом.
Последней версии придерживается большинство психологов.
Жизнь не измерить часами
Человеческий мозг концентрируется и запечатлевает в памяти новый опыт и значимые события чаще и ярче, нежели привычные действия. Количество прожитого времени исчисляется не годами, а важными событиями.
Психологами доказано, что восприятие времени зависит от того что думает, чувствует и делает человек в текущий момент.
В детстве и юности ребенок познает мир и себя. Каждый день он знакомится и изучает нечто новое, поэтому период жизни до 18 лет всегда кажется насыщенным и продолжительным. Взрослея, все меньше нового находит для себя индивид, все больше повторений и привычных действий. Шаблонные занятия складываются в «серые будни».
Взрослый человек живет «на автопилоте», поэтому мозг все реже «запечатлевает» жизнь. В 5 лет за один день малыш узнавал столько всего нового, сколько не узнает взрослый и за год жизни в 50 лет.
Занимаясь чем-то новым, необычным, познавая мир, человек «включает» мозг, большую часть времени работающий в «спящем режиме». Когда активируется внимание, мышление, воображение, ощущение и другие познавательные процессы, время словно бы замедляется. Почему и зачем? Чтобы появилась возможность усвоить информацию, сделать вывод, отреагировать правильно.
[sc name=»Adsense»]
Экспериментально доказано, что в экстремальной ситуации головной мозг работает лучше. Так же известно, что в экстремальной ситуации замедляется время. Организм реагирует на стресс, инстинкт самосохранения активирует работу мозга и он начинает работать лучше. За долю секунды в опасных условиях можно придумать решение проблемы, которое не было бы найдено в спокойной обстановке.
Жизнь – это череда прожитых событий, а не лет. Чем более насыщенна жизнь, тем более долгой она кажется.
Шкала М. Кинера
Австралийский дизайнер М. Кинер спроектировал интерактивную шкалу, объясняющую как восприятие времени изменяется с возрастом. Его проект основан на теории П. Жане, разработанной еще в 1897 году.
Согласно этой теории, люди воспринимают время относительно, сравнивая его с уже прожитым периодом жизни. Чем больше прожито лет, тем короче кажется каждый следующий год по отношению к прожитому времени:
- в возрасте одного года вся жизнь человека равна одному году, это 100% жизни,
- в возрасте двух лет один прожитый год становится 50% жизни,
- три года – 33, 3% жизни,
- в двадцать лет один год – 5 % жизни,
- в тридцать лет один год воспринимается как 3% жизни,
- в девяносто лет год воспринимается как 1% жизни.
В семьдесят шесть лет год жизни воспринимается по длительности как каникулы после первого курса в университете.
Интересно, что после тридцати лет ускорение жизни замедляется и сохраняется восприятие одного года как примерно равного 3% жизни.
Таким образом, чем старше человек, тем меньшим периодом для него становится год. Именно по этой причине субъективно пожилые люди серединой жизни и лучшим временем считают возраст 18 лет.
Как замедлить бег времени
Американский психолог Х. Хершвилд изучал явление прокрастинации (привычка откладывать даже срочные дела «на потом») и обнаружил, что человек себя в будущем представляет как некоего другого человека. Откладывая жизнь на потом, человек обманывается, думая, что решать проблемы и жить будет уже не он, а кто-то другой.
Откладывая жизнь, человек тратит время зря, и при взгляде назад кажется, что жизни не было вовсе, она промелькнула как мгновение.
Чтобы замедлить бег времени психологи рекомендуют:
- сделать свою жизнь более насыщенной яркими, новыми, эмоционально глубокими событиями;
- постоянно узнавать и учиться чему-то новому;
- чувствовать и говорить о чувствах искреннее, не играя и не откладывая «на потом»;
- развиваться как личность;
- выходить из зоны комфорта;
- заниматься любимым и интересным делом;
- не бояться менять свою жизнь, совершать то, что не свойственно и не привычно;
- не бояться идти навстречу трудностям, страхам, конфликтам, переменам.
Нужно наполнять жизнь жизнью, оживлять ее, наслаждаться каждым днем, ценить мгновения и не тратить время зря!
Ждем Вашей оценки
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями