Главная » Наука психология » Специальная психология как отрасль психологии

Специальная психология как отрасль психологии

Наука психология

Специальная психология как отрасль психологии сформировалась в 60-х годах ХХ века. Она находится на пересечении психологии, педагогики, медицины, а развивалась в рамках дефектологии. Специальной она была названа из-за особого объекта и предмета исследования.

Объект и предмет специальной психологии

Объект специальной психологии – человек, имеющий нарушения в развитии, отклоняющийся от нормального психического развития.

telling-children-about-your-divorceВ основном специальная психология работает с детьми и подростами с врожденными или приобретенными нарушениями развития, возникшими из-за особенного (атипичного) формирования нервной системы.

Предмет специальной психологии – закономерности развития и функционирования психики людей с нарушениями в развитии.

Таким образом, специальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и деятельности людей с различными недостатками.

Специальная психология работает в основном с детьми и подростами так как их личность еще только формируется, поэтому есть возможность компенсировать физические и/или психические дефекты. Помочь особенному человеку адаптироваться в социуме можно путем особого воспитания и обучения.

Взрослым людям с недостатками, мешающими самоопределению, оказывается особая психологическая помощь, поддержка, сопровождение.

[sc name=»Adsense»]

Интересно, что «ненормальными» случается себя ощущать не только людям с отклонениями со знаком «минус», но и отличающимся от остальных в положительную сторону. Людям, обладающим сверх способностями (такими как феноменальная память, слух, мышечная сила и так далее), одаренным, творческим, гениальным и даже просто неординарным личностям также непросто вписаться в мир, предназначенный для «обычных» людей.

С кем работает психолог и какова его основная задача

Для психологии не столь важно, чем болен ребенок, как тот факт, что ему придется столкнуться с социальными последствиями своей болезни. Болезнь как таковая не рассматривается психологами в отрыве от личности (как обычно это делают врачи).

Мир устроен так, что адаптироваться, социализироваться и самореализоваться в нем проще всего «нормальному», здоровому и счастливому человеку, а отклоняющемуся в развитии – очень и очень затруднительно.

Хотя границы нормы и патологии довольно условны и относительны, есть отклонения слишком явные и в значительной степени усложняющие жизнь.

Специальная психология помогает людям с нарушениями:

  • Child_Boy_Autistic1зрения,
  • слуха,
  • речи,
  • функций опорно-двигательного аппарата,
  • эмоционально-волевой сферы,
  • поведения,
  • с умственной отсталостью,
  • с задержкой психического развития и так далее,
  • а также с комплексными, сочетающими несколько нарушений, проблемами.

Выделению в отдельную отрасль специальной психологии поспособствовал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский (1896-1934). Именно он первым стал изучать закономерности психического развития глухих, слепых, немых, умственно отсталых деток. Выготский в 1926 году открыл первую в СССР лабораторию психологии аномального детства. Необходимость в ней была продиктована принятием законов о всеобщем образовании. В этот же период появляется специальное образование: школы для слепых, глухих, умственно отсталых деток.

В наше время из-за появления и распространения новых болезней, психологи совместно с врачами, педагогами, логопедами и прочими специалистами работают с детьми со всевозможными психическими и физическими аномалиями: ранним детским аутизмом, детским церебральным параличом, ВИЧ-инфицированными и так далее.

Из-за большого количества отклонений, с которыми работают специалисты, специальную психологию стали разделять на подотрасли.

Некоторые подотрасли специальной психологии:

  • тифлопсихология (психология людей с нарушениями зрения),
  • сурдопсихология (психология людей с нарушениями слуха),
  • тифлосурдопсихология (психология людей с нарушениями слуха и зрения),
  • олигофренописхология (психология умственно отсталых людей),
  • логопсихология (психология людей с нарушениями речи) и прочие.

8ef72fedd5550f90924555a2125f67fb,640,0,0,0Задача психолога – свести до минимума те негативные последствия, которые провоцирует дефект развития, помочь человеку адаптироваться в социуме, сформировать адекватную личность путем воспитания и обучения.

Специальная психология изучает и исследует нарушения в развитии с целью выявить пути, средства и способы их компенсации для благополучной самореализации людей, чья жизнь отличается от жизни большинства других.

Для психолога важна особенность личности ребенка, подростка или взрослого, отягощенного недостатком, поэтому и отрасль названа специальной, а не аномальной или как-либо иначе.

Рекомендации родителям детей, имеющим нарушения развития

Работой с детьми, обремененными недугами, психологи и педагоги обычно не ограничиваются. Важна работа и с их родителями.

Какой бы хорошей не была тетя-учительница, мама всегда важнее. Вклад родителей в формирование личности малыша намного более весом, чем кого-либо другого. Поэтому психологи проводят индивидуальные консультации, а так же семинары для родителей, на которых обучают их:

  • подходящим стилям воспитания,
  • навыкам эффективного общения,
  • способам выражения любви к особенному ребенку.

576814a5a2ac0Самые общие рекомендации родителям, чей ребенок имеет нарушения в развитии:

  1. Взгляд глаза в глаза. Очень многие родители смотрят в глаза ребенку только когда пытаются его заставить что-то сделать или ругают. Важно смотреть в глаза малышу, говоря о любви к нему, выражая поддержку и успокаивая. Ничто так не придает уверенности в себе ребенку как ласковый, уверенный, спокойный взгляд и улыбка мамы или папы.
  2. Прикосновения, поглаживания, объятия, поцелуи. О важности физического контакта для ребенка знают все психологи и педагоги, но забывают люди, которые должны его осуществлять — родители. Положительное влияние физического проявления любви на развитие и формирование ребенка неоспоримо. Главное условие – прикосновения должны быть искренними, сердечными, а не «Надо бы тебя обнять еще раз, так как психологи говорят, что детей нужно обнимать минимум 12 раз в день».
  3. Внимание. Ребенка нужно обеспечивать всем необходимым (пищей, одеждой, развивающими игрушками), но ждут они больше всего внимания родителей. И это внимание должно быть качественным! Не просто пребывания в одном помещении, а проявления интереса, заботы, готовности прийти на помощь, совместной деятельности ждут дети.

Человек, не похожий и чем-то отличающийся от всех остальных, ни чем не хуже их и имеет все шансы стать счастливым. Подтверждений тому великое множество. Среди ученых, спортсменов, актеров и представителей других, менее публичных профессий, немало необычных людей.

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

, , ,