Детский сад – первое в жизни большинства людей образовательное учреждение, где они не только получают необходимое воспитание и знания, но и социализируются в обществе. Первый, и самый трудный шаг в деле социализации – адаптация ребенка к детскому саду.
Когда отдавать ребенка в детский сад?
Одни родители имеют возможность выбирать отдавать ребенка в садик или нет, а у других выбора нет. Не у всех мам есть возможность продлить декретный отпуск, вовсе не работать или оставлять малыша на бабушек-дедушек в рабочее время. Есть и такие родители, которые убеждены, что ребенку обязательно нужно или, напротив, категорически не стоит посещать детсад и именно этими убеждениями они руководствуются в принятии решения.
Как бы ни складывались обстоятельства, и каких бы точек зрения не придерживались родители, главное – ребенок. Нужно обращать внимание на его здоровье, психологическое благополучие и отношение к детскому саду.
Декретный отпуск у работающих матерей длится три года, поэтому детей, как правило, отдают в садик в 2-3 года. Оптимальный же возраст, по мнению психологов, когда стоит вести ребенка в детский сад – 3,5-4 года, потому что в этом возрасте ребенок уже достаточно взрослый, владеет всеми необходимыми навыками (сам кушает, одевается, ходит в туалет), достаточно хорошо разговаривает, чтоб быть понятым окружающими, различает «что такое хорошо и что такое плохо».
Что же представляет собой адаптация? Какие реакции ребенка на новую для него обстановку являются нормальными, а в каком случае стоит обратиться за помощью к детским специалистам?
Адаптация ребенка к детскому саду – стресс для всей семьи
Для большинства детей в возрасте 2-3 лет и их родителей детсадовская адаптация является серьезным испытанием и продолжительным стрессом.
Адаптация в широком смысле – это приспособление организма к новым условиям. Адаптация к детскому саду – это привыкание ребенка к новой для него обстановке детского учреждения.
Продолжительность периода адаптации зависит от самого ребенка, стараний воспитателей и родителей. Она может длиться от двух недель до полугода:
- если адаптация длится от нескольких дней до двух недель, ее называют легкой;
- если от одного до двух месяцев и сопровождается простудными заболеваниями – средней тяжести;
- если длится более трех месяцев и сопровождается не только простудными заболеваниями, но и нервными срывами – тяжелой.
Если ребенок никак не может приспособиться к детскому саду в течение полугода, нужно обратиться за помощью к специалистам (психологу и педиатру). Они помогут установить причину плохой адаптации. Может быть малыш слишком мал; ему не подходит садик, воспитатель или группа; имеются проблемы и заболевания, препятствующие нормальной адаптации или что-то другое.
Нормальными в период адаптации являются следующие эмоциональные реакции ребенка в момент, когда его отводят или привели в садик:
- пониженное настроение, плач, рыдания,
- отстраненность, замкнутость, отказ идти на контакт с кем бы то ни было,
- апатия, безучастный вид,
- агрессия, крик, топанье ногами, драка.
В течение первого месяца адаптации также нормальны следующие временные(!) изменения:
- оскудение, регрессия речи (ребенок меньше говорит, может забыть некоторые слова),
- утрата наработанных ране навыков (перестает сам одеваться, кушать и так далее),
- снижение познавательной активности, утрата интереса как к новому, так и к привычному,
- непривычно пассивная или чрезмерная двигательная активность,
- нарушение сна (бессонница, чуткий сон, частые пробуждения),
- потеря аппетита (отказ от приема пищи в садике),
- возникновение страхов и тревог,
- понижение иммунитета (многие дети заболевают в течение первого месяца в детсаду).
Все эти реакции вызваны стрессом нахождения в необычной обстановке и процессом привыкания к новому образу жизни.
[sc name=»Adsense»]
Если к тому, что папа ходит на работу, ребенок успевает привыкнуть, то факт расставания с мамой на целый день, не может не огорчать малыша:
- Почему мама не остается со мной?
- А вдруг она за мной не придет?
- Может мама меня тут бросила?
- Может она меня не любит?
Мамы тревожатся не меньше:
- Сможет ли малыш привыкнуть к садику?
- Позаботятся ли о нем должным образом?
- Подружится ли он с воспитателем?
- Не будут ли его обижать другие дети?
- Не станет ли детский сад для ребенка психологической травмой?
Но расставание с мамой не единственная сложность при адаптации к детскому саду. Ребенку также придется столкнуться с:
- новой обстановкой, едой, игрушками, развлечениями и прочим,
- новым и строгим распорядком дня,
- необходимостью смириться с тем, что ему уделяют намного меньше внимания, чем дома,
- продолжительным пребыванием в компании сверстников,
- необходимостью слушаться чужую для него тетю воспитательницу.
Жизнь ребенка с поступлением в детский сад изменится кардинальным образом, а вместе с ней и жизнь всей семьи!
Со временем «побочные эффекты» должны пройти, к малышу вернутся все его утраченные способности, и практически сразу появятся новые, свидетельствующие о развитии ребенка.
Как помочь ребенку успешно адаптироваться в садике
Есть дети, которые очень легко и быстро, буквально за три дня приспосабливаются к новым для них условиям.
Легче адаптируются физически здоровые детки, чьи родители заранее и хорошо подготовили их к детскому саду:
- посетили садик, познакомились с воспитательницей, группой,
- перешли на детсадовский режим питания,
- играли во дворе садика с другими детьми,
- часто бывали в компаниях детей примерно такого же возраста, учили малыша общаться с ними и дружить,
- позитивно психологически настраивали ребенка (рассказывали, что в саду весело, много игрушек, появятся друзья и так далее);
- научили, даже если не в совершенстве, но все же самостоятельно одеваться, кушать, умываться, пользоваться туалетом,
- перешли к режиму, близкому к детсадовскому (7:30 – подъем, 8:40 – завтрак,10:30 – прогулка, 12:15 – обед, с 13:00 до 15:00 – сон, 15:30 – полдник).
Таким, образом, если заранее подготовить ребенка к детскому саду и позаботиться о его физическом здоровье, адаптация пройдет намного легче и быстрее.
Но даже если ребенок готов к садику, его нужно будет поддерживать, поощрять, чаще хвалить и не критиковать в первые месяцы посещения детсада.
Ребенку помогают адаптироваться следующие действия родителей:
- Уравновешенность и позитивный настрой. Дети очень тонко чувствуют переживания и настроения родителей. Если мама волнуется, ребенок расценивает это как повод беспокоиться еще сильнее; если отрицательно отзывается о детском садике и воспитательнице, начинает думать также; если приведя малыша в детский сад, никак не может с ним расстаться, страх расставания возрастает и у ребенка.
Родителям нужно, прежде всего, самим сохранять спокойствие и верить, что все будет хорошо с их малышом.
- Постепенное увеличение времени нахождения в детском садике. Не нужно сразу оставлять малыша на целый день. Начать лучше с одного-двух часов, постепенно увеличивая время пребывания. Хорошо, если к концу второй недели малыш сможет оставаться в садике до дневного сна, тогда за следующую неделю удастся приучить его оставаться и на целый день.
Если первые несколько дней малыш никак не хочет отпускать маму, лучше побыть с ним пару часов. Удостоверившись, что бояться нечего, ребенок успокоится и его удастся ненадолго оставить самого (но при этом лучше не уходить далеко от группы).
Когда станет возможным сразу оставлять ребенка в садике, не нужно затягивать процедуру прощания, обняв, поцеловав малыша и сказав «Я приду после обеда», сразу уходить. Для ребенка время измеряется не минутами, а событиями, поэтому нужно четко определять время прихода (после прогулки, после обеда, перед сном и так далее).
- Предупредить воспитателя об особенностях ребенка, которые помогут ей лучше с ним поладить и найти общий язык. Например, если воспитатель будет знать, что ребенок не любит шумные, подвижные игры, не станет его слишком долго приглашать присоединиться к ним; если малыш медлительный, не станет думать, что он просто ленится, не будет его торопить; если малыш помогает маме дома, попросит быть помощником.
- Соблюдение распорядка дня. Привычки помогают ребенку скорее начать воспринимать все происходящее как должное. Лучше и дома в выходные дни придерживаться распорядка дня как в детском садике.
- Давать ребенку с собой в садик любимую им игрушку. Частичка дома всегда будет рядом с малышом, а он будет спокойнее и увереннее в себе.
- Сохранение благоприятного климата в семье. Семейные конфликты лишь усугубляют адаптацию к детскому саду. Ребенок, слыша ссору родителей, всегда думает, что это из-за него и может связать со своим пребыванием в садике.
- Чаще говорить ребенку, что он любим и дорог, уважать его. Ни в коем случае нельзя ругать малыша за его нежелание оставаться в садике и пугать тем, что его там оставят насовсем.
Важно понимать, что не бывает общих правил и норм адаптации. Родители должны наблюдать за своим ребенком и замечать изменения в его поведении и настроении. Не нужно истязать малыша и заставлять его страдать, но и потакать всем его капризам и манипуляциям, тоже не стоит.
Постепенно ребенок привыкнет к детскому саду и, возможно, в скором времени будет плакать уже не приходя, а уходя оттуда.
Ждем Вашей оценки
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями