Главная » Статьи по психологии » Работа и карьера » Образование » Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду

Образование

Адаптация ребенка к детскому саду

Детский сад – первое в жизни большинства людей образовательное учреждение, где они не только получают необходимое воспитание и знания, но и социализируются в обществе. Первый, и самый трудный шаг в деле социализации – адаптация ребенка к детскому саду.

Когда отдавать ребенка в детский сад?

Одни родители имеют возможность выбирать отдавать ребенка в садик или нет, а у других выбора нет. Не у всех мам есть возможность продлить декретный отпуск, вовсе не работать или оставлять малыша на бабушек-дедушек в рабочее время. Есть и такие Адаптация ребенка к детскому садуродители, которые убеждены, что ребенку обязательно нужно или, напротив, категорически не стоит посещать детсад и именно этими убеждениями они руководствуются в принятии решения.

Как бы ни складывались обстоятельства, и каких бы точек зрения не придерживались родители, главное – ребенок. Нужно обращать внимание на его здоровье, психологическое благополучие и отношение к детскому саду.

Декретный отпуск у работающих матерей длится три года, поэтому детей, как правило, отдают в садик в 2-3 года. Оптимальный же возраст, по мнению психологов, когда стоит вести ребенка в детский сад – 3,5-4 года, потому что в этом возрасте ребенок уже достаточно взрослый, владеет всеми необходимыми навыками (сам кушает, одевается, ходит в туалет), достаточно хорошо разговаривает, чтоб быть понятым окружающими, различает «что такое хорошо и что такое плохо».

Что же представляет собой адаптация? Какие реакции ребенка на новую для него обстановку являются нормальными, а в каком случае стоит обратиться за помощью к детским специалистам?

Адаптация ребенка к детскому саду – стресс для всей семьи

Для большинства детей в возрасте 2-3 лет и их родителей детсадовская адаптация является серьезным испытанием и продолжительным стрессом.

Адаптация в широком смысле – это приспособление организма к новым условиям. Адаптация к детскому саду – это привыкание ребенка к новой для него обстановке детского учреждения.

Продолжительность периода адаптации зависит от самого ребенка, стараний воспитателей и родителей. Она может длиться от двух недель до полугода:

  • если адаптация длится от нескольких дней до двух недель, ее называют легкой;
  • если от одного до двух месяцев и сопровождается простудными заболеваниями – средней тяжести;
  • если длится более трех месяцев и сопровождается не только простудными заболеваниями, но и нервными срывами – тяжелой.

Если ребенок никак не может приспособиться к детскому саду в течение полугода, нужно обратиться за помощью к специалистам (психологу и педиатру). Они помогут установить причину плохой адаптации. Может быть малыш слишком мал; ему не подходит садик, воспитатель или группа; имеются проблемы и заболевания, препятствующие нормальной адаптации или что-то другое.

эмоциональные реакции ребенкаНормальными в период адаптации являются следующие эмоциональные реакции ребенка в момент, когда его отводят или привели в садик:

  • пониженное настроение, плач, рыдания,
  • отстраненность, замкнутость, отказ идти на контакт с кем бы то ни было,
  • апатия, безучастный вид,
  • агрессия, крик, топанье ногами, драка.

В течение первого месяца адаптации также нормальны следующие временные(!) изменения:

  • оскудение, регрессия речи (ребенок меньше говорит, может забыть некоторые слова),
  • утрата наработанных ране навыков (перестает сам одеваться, кушать и так далее),
  • снижение познавательной активности, утрата интереса как к новому, так и к привычному,
  • непривычно пассивная или чрезмерная двигательная активность,
  • нарушение сна (бессонница, чуткий сон, частые пробуждения),
  • потеря аппетита (отказ от приема пищи в садике),
  • возникновение страхов и тревог,
  • понижение иммунитета (многие дети заболевают в течение первого месяца в детсаду).

Все эти реакции вызваны стрессом нахождения в необычной обстановке и процессом привыкания к новому образу жизни.

[sc name=»Adsense»]

Если к тому, что папа ходит на работу, ребенок успевает привыкнуть, то факт расставания с мамой на целый день, не может не огорчать малыша:

  • Почему мама не остается со мной?
  • А вдруг она за мной не придет?
  • Может мама меня тут бросила?
  • Может она меня не любит?

Мамы тревожатся не меньше:

  • Сможет ли малыш привыкнуть к садику?
  • Позаботятся ли о нем должным образом?
  • Подружится ли он с воспитателем?
  • Не будут ли его обижать другие дети?
  • Не станет ли детский сад для ребенка психологической травмой?

Расставание с мамой не единственная сложностьНо расставание с мамой не единственная сложность при адаптации к детскому саду. Ребенку также придется столкнуться с:

  • новой обстановкой, едой, игрушками, развлечениями и прочим,
  • новым и строгим распорядком дня,
  • необходимостью смириться с тем, что ему уделяют намного меньше внимания, чем дома,
  • продолжительным пребыванием в компании сверстников,
  • необходимостью слушаться чужую для него тетю воспитательницу.

Жизнь ребенка с поступлением в детский сад изменится кардинальным образом, а вместе с ней и жизнь всей семьи!

Со временем «побочные эффекты» должны пройти, к малышу вернутся все его утраченные способности, и практически сразу появятся новые, свидетельствующие о развитии ребенка.

Как помочь ребенку успешно адаптироваться в садике

Есть дети, которые очень легко и быстро, буквально за три дня приспосабливаются к новым для них условиям.

Легче адаптируются физически здоровые детки, чьи родители заранее и хорошо подготовили их к детскому саду:

  • Легче адаптируются физически здоровые деткипосетили садик, познакомились с воспитательницей, группой,
  • перешли на детсадовский режим питания,
  • играли во дворе садика с другими детьми,
  • часто бывали в компаниях детей примерно такого же возраста, учили малыша общаться с ними и дружить,
  • позитивно психологически настраивали ребенка (рассказывали, что в саду весело, много игрушек, появятся друзья и так далее);
  • научили, даже если не в совершенстве, но все же самостоятельно одеваться, кушать, умываться, пользоваться туалетом,
  • перешли к режиму, близкому к детсадовскому (7:30 – подъем, 8:40 – завтрак,10:30 – прогулка, 12:15 – обед, с 13:00 до 15:00 – сон, 15:30 – полдник).

Таким, образом, если заранее подготовить ребенка к детскому саду и позаботиться о его физическом здоровье, адаптация пройдет намного легче и быстрее.

Но даже если ребенок готов к садику, его нужно будет поддерживать, поощрять, чаще хвалить и не критиковать в первые месяцы посещения детсада.

Ребенку помогают адаптироваться следующие действия родителей:

  1. Уравновешенность и позитивный настрой. Дети очень тонко чувствуют переживания и настроения родителей. Если мама волнуется, ребенок расценивает это как повод беспокоиться еще сильнее; если отрицательно отзывается о детском садике и воспитательнице, начинает думать также; если приведя малыша в детский сад, никак не может с ним расстаться, страх расставания возрастает и у ребенка.

Родителям нужно, прежде всего, самим сохранять спокойствие и верить, что все будет хорошо с их малышом.

  1. Постепенное увеличение времени нахождения в детском садике. Не нужно сразу оставлять малыша на целый день. Начать лучше с одного-двух часов, постепенно увеличивая время пребывания. Хорошо, если к концу второй недели малыш сможет оставаться в садике до дневного сна, тогда за следующую неделю удастся приучить его оставаться и на целый день.

Если первые несколько дней малыш никак не хочет отпускать маму, лучше побыть с ним пару часов. Удостоверившись, что бояться нечего, ребенок успокоится и его удастся ненадолго оставить самого (но при этом лучше не уходить далеко от группы).

Уравновешенность и позитивный настройКогда станет возможным сразу оставлять ребенка в садике, не нужно затягивать процедуру прощания, обняв, поцеловав малыша и сказав «Я приду после обеда», сразу уходить. Для ребенка время измеряется не минутами, а событиями, поэтому нужно четко определять время прихода (после прогулки, после обеда, перед сном и так далее).

  1. Предупредить воспитателя об особенностях ребенка, которые помогут ей лучше с ним поладить и найти общий язык. Например, если воспитатель будет знать, что ребенок не любит шумные, подвижные игры, не станет его слишком долго приглашать присоединиться к ним; если малыш медлительный, не станет думать, что он просто ленится, не будет его торопить; если малыш помогает маме дома, попросит быть помощником.
  2. Соблюдение распорядка дня. Привычки помогают ребенку скорее начать воспринимать все происходящее как должное. Лучше и дома в выходные дни придерживаться распорядка дня как в детском садике.
  3. Давать ребенку с собой в садик любимую им игрушку. Частичка дома всегда будет рядом с малышом, а он будет спокойнее и увереннее в себе.
  4. Сохранение благоприятного климата в семье. Семейные конфликты лишь усугубляют адаптацию к детскому саду. Ребенок, слыша ссору родителей, всегда думает, что это из-за него и может связать со своим пребыванием в садике.
  5. Чаще говорить ребенку, что он любим и дорог, уважать его. Ни в коем случае нельзя ругать малыша за его нежелание оставаться в садике и пугать тем, что его там оставят насовсем.

Важно понимать, что не бывает общих правил и норм адаптации. Родители должны наблюдать за своим ребенком и замечать изменения в его поведении и настроении. Не нужно истязать малыша и заставлять его страдать, но и потакать всем его капризам и манипуляциям, тоже не стоит.

Постепенно ребенок привыкнет к детскому саду и, возможно, в скором времени будет плакать уже не приходя, а уходя оттуда.

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

, , ,