Школьные годы чудесные… Или все-таки нет? В последнее время учителя и родители школьников все чаще бьют тревогу – моббинг в школе! Насколько опасно это явление? Каковы его причины и возможна ли профилактика?
Понятие и виды моббинга
В июле 2016 года в Мюнхене (Германия) было совершено массовое убийство людей. В городе сразу же был объявлен режим чрезвычайного положения. Но уже через три часа обнаружилось, что преступника уже нет, он совершил самоубийство. Это был старшеклассник. Удалось установить, что причиной, вызвавший такой всплеск агрессии у подростка, стал моббинг в школе.
Моббинг в школе – это психологическое притеснение группой учеников своего одноклассника, другого ребенка из школы или учителя.
Не редки случаи, когда учитель становится жертвой и в своем, педагогическом коллективе. Учитель также может сам стать моббером, начать применять психологический террор по отношению к классу.
Однако самый распространенный вариант моббинга в школе – группа агрессивных учащихся всячески унижает и терроризирует одного из своих одноклассников. Об этой разновидности моббинга и пойдет речь дальше.
Моббинг – это отношения между группой агрессоров (мобберов) и их жертвой, предполагающие систематическое и целенаправленное преследование жертвы с целью «выжить» ее из класса или школы.
Желая превратить жизнь своего одноклассника в сущий ад, малолетние агрессоры пускают в ход различные виды моббинга:
- упреки,
- брань,
- оскорбление,
- обзывание,
- высмеивание,
- шантаж,
- принуждение,
- наговоры,
- дезинформация,
- изоляция,
- кибермоббинг (выкладывают фото, видео и позорящие жертву комментарии в Интернете),
- порча имущества,
- кражи,
- пинки, толчки, подножки и другие действия, не наносящие существенного вреда телу,
- избиение и иное физическое насилие,
- нанесение увечья и так далее.
Всего выделяется ни много ни мало 45 видов моббинга.
[sc name=»Adsense»]
Мальчики чаще выбирают физические его виды (пинки, толчки, удары), а девочки – более изощренные, вербальные (издевки, сарказм, сплетни), а также пустые угрозы и социальную изоляцию жертвы.
Моббинг – чрезвычайно опасное явление, которому, тем не менее, уделяется очень мало внимания. Более того, во многих школах оно воспринимается как норма поведения! Ну, побили мальчика, который заикается, другие мальчишки – это же мальчишки! Ну, высмеяли одноклассницы девочку, которой приходится донашивать вещи за старшей сестрой – переживет!
Такое попустительское отношение к моббингу уже привело к тому, что он наблюдается повсеместно, даже в детских садах! Дети, которые еще не умеют толком говорить, уже знают, как обидеть и унизить ближнего!
Модель поведения «моббер» и «жертва моббинга» автоматически воспроизводится в средних и высших учебных заведениях, а потом и в трудовых коллективах во взрослой жизни, если конечно не предпринимать никакие меры.
Моббер – это потенциальный уголовник. Жертва моббинга – человек с огромным количеством психологических проблем и болезней, а также проблемами с самореализацией. Бывает, что бывшая жертва сама становится моббером, причем уже более жестоким, нежели ее преследователи.
Причины моббинга
Моббинг – это проблема недостатка нравственной и психологической культуры общества. И в последние годы она существенно возросла.
Небывалый всплеск моббинга по всему миру специалисты, работающие над этой проблемой (психологи, социологи, юристы и другие), объясняют целым рядом остросоциальных факторов:
- безработица,
- бедность,
- высокий уровень преступности,
- бесполезность и слабость законов,
- толерантное отношение к насилию, жестокости, невежеству и их пропаганда в СМИ,
- военные действия,
- отсутствие какой-либо практически действующей системы защиты прав ребенка.
Самая большая опасность моббинга – стать его жертвой может любой ребенок. Ему не обязательно чем-то отличаться от остальных, хотя чаще именно по признаку «не такой, как все» жертвы и выбираются. Ими становятся болезненные дети, дети с каким-либо физическими недостатками, ранимые и мягкие, отстающие в развитии или, напротив, преуспевающие в учебе более остальных, активисты и лидеры.
Но чаще всего личность потенциальной жертвы – лишь предлог для агрессивного ребенка на ком-то сорвать злость. Именно поэтому жертвой может стать кто угодно.
Детский и подростковый моббинг отличается от взрослого тем, что, несозревшие психологически, школьники очень ценят факт своего нахождения в группе ровесников. Быть сопричастным группе — основанная потребность подростка. Одурманенные чувством стадности и желанием примкнуть к толпе, дети способны совершать ужасающие поступки.
Что же толкает детей, еще вчера бывших наивными и прекрасными малышами, на жестокость?
Частые причины агрессивного поведения моббера в школе:
- подражание агрессии взрослых по отношению друг к другу или к себе,
- нарушение эмоционального контакта с родителями (атмосфера нелюбви в семье),
- применение родителями физического или иных форм наказания по отношению к ребенку,
- равнодушные или агрессивные школьные учителя,
- проблемы с организацией школьной жизни (слишком много детей в классе, частая смена учителей, «окна» между уроками и так далее),
- неумение выражать себя и ставить адекватные цели,
- заниженная самооценка,
- неумение разрешать конфликты,
- опыт в роли жертвы моббинга со стороны других детей.
Прекращение и профилактика моббинга
Моббинг часто остается скрытым процессом. Учителя относятся равнодушно, а родители даже не знают, что происходит в школе с их чадом, ведь и агрессивный ребенок, ни ребенок-жертва нередко молчат о своих проблемах.
Тревожным сигналом в поведении ребенка для родителей должны стать:
- бессонница,
- потеря или резкий набор веса,
- тики, заикание,
- энурез,
- проблемы с желудком,
- мигрени,
- замкнутость,
- слезливость,
- агрессивность и иные нарушения психического плана или соматические заболевания.
Если родителям удалось выяснить что их ребенок – жертва моббинга в школе, их дальнейшие действия должны быть такими:
- Побеседовать с ребенком. Узнать подробности происходящего и посоветовать как лучше вести себя, дать конкретные рекомендации. Ни в коем случае нельзя давить на ребенка, упрекать его, обвинять: «Ты сам виноват!». Ему напротив, как никогда, нужна поддержка и защита.
- Сообщить о проблеме директору школы, побеседовать с классным руководителем. Выяснять отношения с агрессивно наторенными одноклассниками не рекомендуется, особенно если ребенок-жертва против этого (подростки часто бывают против, так как стремятся решить проблему сами).
- Отвести ребенка к школьному психологу (или другому детскому психологу). Какой бы замечательной ни была поддержка родителей, часто без профессиональной помощи психолога не обойтись, так как ситуация моббинга является серьезной психологической травмой.
- Если ситуация не изменится после всех вышеперечисленных мер, нужно перевести ребенка в другую школу.
Не следует забывать, что помощь нужна не только жертве, но и мобберу. У агрессивных детей также множество проблем психологического плана и они также нуждаются в поддержке родителей и помощи психолога.
Ребенку не справиться без помощи родителей, особенно учащемуся в младших и средних классах. А вот подростки уже вполне могут позаботиться о себе сами (хоть и не без поддержки старших и психолога). Ребенку следует подумать над вопросом: «Почему именно я стал жертвой моббинга (или моббером)?». Ответ на этот вопрос подскажет, как найти выход из ситуации.
Совет, часто даваемый преследуемому ребенку – «Не реагировать на обидчиков» — в детской среде не работает. Более действенно:
- найти себе сильного и умного (хорошо бы еще и старшего по возрасту) союзника/союзников,
- переманить на свою сторону одного из менее активных преследователей,
- попытаться разрешить конфликт непосредственно с «главарем» мобберов.
У истоков моббинга в школе стоят учителя. Именно их стиль общения и поведения является «благоприятной почвой» для моббинга. Класс – детский коллектив. И как любой коллектив он нуждается в сплоченности и поддержании благоприятной психологической атмосферы.
В профилактических целях учителям, администрации школы и школьному психологу нужно:
- разработать основные и общеобязательные правила поведения в школе и в классе с обязательным пунктом «Моббинг в нашей школе запрещен!»;
- следить за поведением учащихся во время уроков и на переменах, а в случае необходимости немедленно реагировать, пресекать моббинг;
- периодически проводить диагностику моббинга в каждом классе (беседы, опросы, социометрические тесты);
- периодически проводить классные часы и собрания, в ходе которых детям и их родителям будет поясняться опасность моббинга (просмотр фильмов, чтение художественных произведений, затрагивающих проблему и так далее).
В случае выявления моббинга должен быть организован классный час, где с целью решить проблему, соберутся не только мобберы, жертва и учитель, а также родители двух сторон и все остальные ученики класса, психолог, социальный педагог и иные специалисты, если есть такая необходимость.
Проблема моббинга касается всех, недооценивать ее опасно!
[wpsp id=»3807″]
Ждем Вашей оценки
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями