Главная » Статьи по психологии » Любовь и семья » Родители и дети » Половая самоидентификация детей

Половая самоидентификация детей

Родители и дети
Половое развитие детей

Когда маленький ребенок рождается, он еще не осознает своего «Я» и того, к какому полу он принадлежит. Но уже в роддоме его гендерную принадлежность обозначают традиционным способом – розовой или голубой ленточкой вокруг конверта, в котором ребенка впервые «представят обществу». Этот первый выход «в свет» человек не помнит, но уже в младенческом возрасте его приучают осознавать себя мальчиком или девочкой.

Половая идентичность

Одной из слагаемых личностной идентичности является половая идентичность. Половая или сексуальная идентичность – это осознание личностью своей сексуальной принадлежности. Человек осознает особенности своего пола, которые можно описать как:

  • физиологические особенности (особенности телосложения, половых органов),
  • психологические (качества и черты, которые присущи мужчинам/женщинам и другие психологические особенности),
  • социальные (социальные роли и паттерны поведения).

Если в семье социальные роли и поведение родителей являются традиционными, мальчик/девочка автоматически, неосознанно, идентифицирует себя с папой/мамой, то есть с представителем своего пола. В таком случае психосексуальное развитие малыша проходит благополучно.

На то кем будет осознавать себя малыш, влияют и многие другие факторы (генетические, психологические и социальные). Иногда человек может идентифицировать себя с другим полом или иметь неопределенную гендерную идентичность. В таком случае биологический пол не совпадает с полом, к которому человек относит себя сам.

Этапы формированию сексуальной идентичности

Сексуальная идентичность формируется  в три этапа:

  1. От рождения до двух лет. К какому полу будет относить себя человек, зависит, прежде всего, от того как к ребенку будут обращаться взрослые. В период от рождения до трех лет ребенок еще не осознает своего «Я», он называет себя так, как называют его родители, в том числе он знает, что он мальчик или девочка, но это еще не самосознание.
  2. От двух до четырех лет. Осознание себя как мальчиком или девочкой наступает примерно в три года. Ребенок начинает замечать, что люди делятся на мужчин и женщин, у него возникает потребность понять, к какому из этих полов принадлежит он. В этом возрасте формируется Я-концепция человека и отношение к себе как к мальчику или девочке. Но критерием для такого осознания выступает обычно одежда, поведение и другие, социально обусловленные особенности полов. Ребенок знает, что человек с бородой всегда мужчина, а человек в юбке – женщина.
  3. От четырех до семи лет. Это чудесный возраст, в котором ведущая и формирующая психические новообразования деятельность – ролевая игра. Ребенок не просто осознает себя маленьким мужчиной или женщиной, он примеряет на себя социальные роли своего пола.

Все девочки становятся «мамами» и нянчатся с куклами, которые производители игрушек  научились делать максимально реалистичными, очень похожими на младенцев. Для мальчиков в магазинах игрушек можно выбрать строительные инструменты вроде перфоратора или болгарки, которые с первого взгляда и не отличишь от настоящих инструментов.

Рекомендации родителям

Особенностью современного мира является универсальная свобода в выборе быть тем, кем захочешь, в том числе, выбирать к какому полу себя относить и кем являться. Раньше роли мужчин и женщин четко определялись и ограничивались социальными устоями и самим устройством общества.  Мужчина-добытчик, женщина-хранительница домашнего очага. Равноправие полов, феминизм и научный прогресс, подтолкнули мир к смене представлений о ролях мужчин и женщин.

Может быть, поэтому сегодня в детских отделах супермаркетов можно встретить игрушки, которые ломают стереотипы: кукла-пупсик в одежде розового цвета ассоциируется с куклой-девочкой, но имеет мужские гениталии, а кукла-пупсик в одежде голубого цвета – женские…

Не трудно ли будет малышу сориентироваться в столь неоднозначном мире?

Можно дать следующие рекомендации современным родителям относительного полового воспитания малыша:

  1. Доступным и понятным языком объяснить ребенку, чем отличаются мальчики от девочек.
  2. Сопровождать малыша в его познании окружающего мира, отвечать на все вопросы о сексе в мягкой, не травмирующей детскую психику, форме.
  3. Спокойно реагировать на проявления детской сексуальности, интереса к своим гениталиям.
  4. Подавать пример правильного социально-ролевого поведения.

Ответственность за детей несут родители. То, кем станет ребенок, во многом зависит от воспитания!

Ждем Вашей оценки

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Еще не голосовали)
Загрузка...

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

СВЕТСКИЕ НОВОСТИ

, , ,