Специальная психология как отрасль психологии сформировалась в 60-х годах ХХ века. Она находится на пересечении психологии, педагогики, медицины, а развивалась в рамках дефектологии. Специальной она была названа из-за особого объекта и предмета исследования.
Объект и предмет специальной психологии
Объект специальной психологии – человек, имеющий нарушения в развитии, отклоняющийся от нормального психического развития.
В основном специальная психология работает с детьми и подростами с врожденными или приобретенными нарушениями развития, возникшими из-за особенного (атипичного) формирования нервной системы.
Предмет специальной психологии – закономерности развития и функционирования психики людей с нарушениями в развитии.
Таким образом, специальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и деятельности людей с различными недостатками.
Специальная психология работает в основном с детьми и подростами так как их личность еще только формируется, поэтому есть возможность компенсировать физические и/или психические дефекты. Помочь особенному человеку адаптироваться в социуме можно путем особого воспитания и обучения.
Взрослым людям с недостатками, мешающими самоопределению, оказывается особая психологическая помощь, поддержка, сопровождение.
[sc name=»Adsense»]
Интересно, что «ненормальными» случается себя ощущать не только людям с отклонениями со знаком «минус», но и отличающимся от остальных в положительную сторону. Людям, обладающим сверх способностями (такими как феноменальная память, слух, мышечная сила и так далее), одаренным, творческим, гениальным и даже просто неординарным личностям также непросто вписаться в мир, предназначенный для «обычных» людей.
С кем работает психолог и какова его основная задача
Для психологии не столь важно, чем болен ребенок, как тот факт, что ему придется столкнуться с социальными последствиями своей болезни. Болезнь как таковая не рассматривается психологами в отрыве от личности (как обычно это делают врачи).
Мир устроен так, что адаптироваться, социализироваться и самореализоваться в нем проще всего «нормальному», здоровому и счастливому человеку, а отклоняющемуся в развитии – очень и очень затруднительно.
Хотя границы нормы и патологии довольно условны и относительны, есть отклонения слишком явные и в значительной степени усложняющие жизнь.
Специальная психология помогает людям с нарушениями:
зрения,
- слуха,
- речи,
- функций опорно-двигательного аппарата,
- эмоционально-волевой сферы,
- поведения,
- с умственной отсталостью,
- с задержкой психического развития и так далее,
- а также с комплексными, сочетающими несколько нарушений, проблемами.
Выделению в отдельную отрасль специальной психологии поспособствовал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский (1896-1934). Именно он первым стал изучать закономерности психического развития глухих, слепых, немых, умственно отсталых деток. Выготский в 1926 году открыл первую в СССР лабораторию психологии аномального детства. Необходимость в ней была продиктована принятием законов о всеобщем образовании. В этот же период появляется специальное образование: школы для слепых, глухих, умственно отсталых деток.
В наше время из-за появления и распространения новых болезней, психологи совместно с врачами, педагогами, логопедами и прочими специалистами работают с детьми со всевозможными психическими и физическими аномалиями: ранним детским аутизмом, детским церебральным параличом, ВИЧ-инфицированными и так далее.
Из-за большого количества отклонений, с которыми работают специалисты, специальную психологию стали разделять на подотрасли.
Некоторые подотрасли специальной психологии:
- тифлопсихология (психология людей с нарушениями зрения),
- сурдопсихология (психология людей с нарушениями слуха),
- тифлосурдопсихология (психология людей с нарушениями слуха и зрения),
- олигофренописхология (психология умственно отсталых людей),
- логопсихология (психология людей с нарушениями речи) и прочие.
Задача психолога – свести до минимума те негативные последствия, которые провоцирует дефект развития, помочь человеку адаптироваться в социуме, сформировать адекватную личность путем воспитания и обучения.
Специальная психология изучает и исследует нарушения в развитии с целью выявить пути, средства и способы их компенсации для благополучной самореализации людей, чья жизнь отличается от жизни большинства других.
Для психолога важна особенность личности ребенка, подростка или взрослого, отягощенного недостатком, поэтому и отрасль названа специальной, а не аномальной или как-либо иначе.
Рекомендации родителям детей, имеющим нарушения развития
Работой с детьми, обремененными недугами, психологи и педагоги обычно не ограничиваются. Важна работа и с их родителями.
Какой бы хорошей не была тетя-учительница, мама всегда важнее. Вклад родителей в формирование личности малыша намного более весом, чем кого-либо другого. Поэтому психологи проводят индивидуальные консультации, а так же семинары для родителей, на которых обучают их:
- подходящим стилям воспитания,
- навыкам эффективного общения,
- способам выражения любви к особенному ребенку.
Самые общие рекомендации родителям, чей ребенок имеет нарушения в развитии:
- Взгляд глаза в глаза. Очень многие родители смотрят в глаза ребенку только когда пытаются его заставить что-то сделать или ругают. Важно смотреть в глаза малышу, говоря о любви к нему, выражая поддержку и успокаивая. Ничто так не придает уверенности в себе ребенку как ласковый, уверенный, спокойный взгляд и улыбка мамы или папы.
- Прикосновения, поглаживания, объятия, поцелуи. О важности физического контакта для ребенка знают все психологи и педагоги, но забывают люди, которые должны его осуществлять — родители. Положительное влияние физического проявления любви на развитие и формирование ребенка неоспоримо. Главное условие – прикосновения должны быть искренними, сердечными, а не «Надо бы тебя обнять еще раз, так как психологи говорят, что детей нужно обнимать минимум 12 раз в день».
- Внимание. Ребенка нужно обеспечивать всем необходимым (пищей, одеждой, развивающими игрушками), но ждут они больше всего внимания родителей. И это внимание должно быть качественным! Не просто пребывания в одном помещении, а проявления интереса, заботы, готовности прийти на помощь, совместной деятельности ждут дети.
Человек, не похожий и чем-то отличающийся от всех остальных, ни чем не хуже их и имеет все шансы стать счастливым. Подтверждений тому великое множество. Среди ученых, спортсменов, актеров и представителей других, менее публичных профессий, немало необычных людей.
Ждем Вашей оценки
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями