Главная » Статьи по психологии » Психология личности » Развитие личности » Вероника Хацкевич раскладывает по полочкам тему сепарации ребенка

Вероника Хацкевич раскладывает по полочкам тему сепарации ребенка

Развитие личности

Независимо от методов воспитания, материального положения и других внешних факторов, каждому родителю приходится переживать момент настойчивого отстаивания ребёнком своего личного пространства. Вчерашний малыш активно защищает свою позицию, личные интересы и права. Часто это делается агрессивно, в виде открытого протеста, игнорирования помощи старших, их советов и наставлений.

Многие родители стремятся вырастить «удобного» наследника — покладистого ребёнка, поэтому оценивают подобные действия как стремление сделать взрослым назло, выражение избалованности. Некоторые приходят к выводу, что характер их ребёнка далёк от желаемого, чадо капризное, злое или своевольное. По мнению Вероники Хацкевич, это большое заблуждение, причём опасное как для родителей, так и для подростка.

На самом деле таким образом проявляется необходимый для взросления человека процесс сепарации. Отделение от родителей и выстраивание с ними новых доверительных отношений — важнейшая ступень формирования взрослого. Если ребёнок проходит её в условиях принятия, понимания и поддержки родителей, это станет основой развития благополучной, уверенной в себе личности, способной добиваться успеха. Именно это, в конечном итоге, и является целью воспитания детей.

Как проходит сепарация ребёнка?

Процесс разделения подростка и родителей направлен на становление независимой, самостоятельной личности, которая формируется через отделение от семьи и получение надёжной опоры на собственные силы. На пути трансформации подростка в зрелую полноценную личность существует несколько ступеней.

Отрицание. Ребёнок принимает наличие у родителей достоинств и недостатков, перестаёт воспринимать их как непогрешимые, идеальные образы. Также появляется желание получить собственный жизненный опыт, найти ответы на волнующие вопросы самостоятельно, без опоры на родительскую мудрость.

Самостоятельность. Ребёнок стремится получить собственный опыт, не пользуясь советами родителей, даже если они предлагают разумное и практичное решение проблемы.

Самопознание. В этот период подросток ищет ответы на вопрос, в чём состоит его уникальная ценность, принципиальное отличие от других людей. Формируется собственное понятие о своём внешнем и внутреннем Я, без учёта мнения окружающих людей. Также ребёнок активно оценивает людей и окружающий мир.

Эксперименты. Цель этого периода — определение границ допустимого для подростка путём нетипичного поведения, поиска новых хобби, неординарных знакомств. Часто этот отрезок становления личности сопровождает частое «попадание в истории».

Влюблённости. Познавая окружающий мир и своё место в нём, подросток стремится понять всё окружающее, активно общается с противоположным полом, получая первый опыт романтических отношений.

Признание группы. Взаимоотношения, которые выстраивает подросток со сверстниками, основаны на шаблонах, идущих из семьи. В этот период цель социального взаимодействия — получение принятия и поддержки от друзей и одноклассников с общим мировоззрением и понятными проблемами.

Признаки успешной сепарации

Успешное завершение процесса отделения от родителей характеризуется основными чертами — маркерами, которые всегда присутствуют в поведении благополучно прошедшего этот этап подростка.

Отпадает необходимость в получении одобрения от родителей, подросток осознаёт себя как отдельную, полноценную личность, способную идти своим путём. Появляется собственное мнение, основанное на личном жизненном опыте. Ребёнок перестаёт оценивать себя и окружающий мир по шкале «верно/неверно», опирающейся на жизненный опыт родителей.

Формируется чувство ответственности за свою жизнь, способность в будущем самостоятельно содержать себя. Подросток чётко осознаёт свободу выбора жизненного пути: места учёбы и работы, города для проживания, друзей, второй половинки, хобби.

Подросток продолжает близко общаться с родителями, сохраняется оптимальный для обеих сторон эмоциональный контакт. При этом у ребёнка отсутствует чувство вины перед родителями за совершаемые действия и принятые решения, он не нуждается в их постоянном одобрении.

Заключение

В период отделения ребёнка важно довериться ему, осознать, что подрастающий человек может со всем справиться сам. В этот момент нужно стать близкими людьми для своего малыша, проявляя уважение к формирующейся личности, веря в сделанный им выбор. Поддержка и принятие действий подростка, восприятие его в качестве полноценной личности принесёт счастье не только ему самому, но и родителям.

Процесс сепарации, подчеркивает Вероника Хацкевич, это необходимое условие для формирования зрелой личности. Если вы чувствуете зависимость от родителей, страдаете от частых ссор с ними — это весомый повод обратиться за помощью к психологу. Профессионал поможет преодолеть этот процесс максимально быстро, результативно и комфортно.

Использовались материалы: lifechance.ru, instagram.com/khatskevich_veronika

Вероника Хацкевич — известный психотерапевт, международный женский тренер, автор семинаров «Женщина Высшего Пилотажа», «Деньги — это легко!», «Управление реальностью» и др. Участник множества телепередач и автор статей в сетевых изданиях Cosmo.ru, WMJ.ru, Letidor.ru и др.

 

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями