В мире живет более семи миллиардов человек и, несмотря на то что жизнь как явление на всех одна, нет двух одинаково живущих людей. Однако психологи так или иначе классифицируют и выделяют типы образов жизни, характера, направленности и так далее. Жизненные миры человека — еще одна интереснейшая классификация, предложенная советским ученым Ф.Е. Василюком.
Типология жизненных миров
Психология тесно связана с философией. Вопросы «Кто я?», «Правильно ли я живу?», «В чем смысл жизни?», «Что делать и как быть?» философские, но найти ответ на них помогает наука психология.
Человек не просто существует, он живет и переживает свою жизнь. Переживания – неотъемлемая часть жизни. Как бы ни хотелось жить в вечном комфорте, уюте, гармонии и благополучии, именно кризисы, стрессы, волнения и тревоги дают необходимый толчок для развития личности.
Когда человек решает, что ему уже не к чему стремится, он перестает ставить цели и развиваться, начинает плыть по течению, а между тем всегда есть к чему стремиться. Не делая шаг вперед в своем развитии, человек делает два шага назад.
В рамках отечественной культурно-исторической концепции развития высших психических функций, предложенной выдающимся советским психолог А.Н. Леонтьевым (1903-1979), была разработана классификация психологических форм человеческой жизнедеятельности. Ее автор, ученик А.Н. Леонтьева Ф.Е. Василюк (1953 г.р.) задался вопросом о том, каким образом и за счет чего человек на разных этапах своего развития преодолевает испытания, социальные трудности, кризисы, психологические травмы, творческие неудачи и прочие сложности.
В результате исследования было выявлено четыре различных типа жизненных миров человека. Каждый тип по-своему переживает жизнь и решает проблему выхода из кризиса. Жизненный мир это сочетание внутреннего, психического мира человека и внешнего, окружающего мира в той форме, в которой он субъективно воспринимается и оценивается.
Внутренний мир человека бывает простым либо сложным, а внешний – легким либо трудным. Различные их сочетания дают четыре типа жизненных миров:
- Внешне легкий и внутренне простой жизненный мир – тип «Инфант».
- Внешне трудный, внутренне простой жизненный мир – тип «Фанатик».
- Внутренне сложный, внешне легкий жизненный мир – тип «Философ».
- Внешне трудный и внутренне сложный жизненный мир – тип «Творец».
Типология жизненных миров человека изложена в труде Ф.Е. Василюка «Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций» (1984 г).
Инфант
В таком, внешне легком и внутренне простом жизненном мире живут дети до своего рождения и в первые годы жизни. И у каждого взрослого человека сохраняется память о том, как это – жить, не осознавая, что есть прошлое и будущее, время, пространство, условия и проблемы. Но есть и взрослые люди, остающиеся инфантильными, живущие просто и легко.
Инфант живет «здесь и сейчас», его жизненная цель сиюминутна и всегда формулируется одинаково – немедленно удовлетворить потребность. В таком мире нет надобности во внутренней психической или внешней практической активности, есть только пассивное существование. Нужные блага принесут и дадут. Все что происходит, не зависит от Инфанта, но в связи с событиями жизни у него возникают эмоции, и их всего две: удовлетворение или неудовлетворение.
Инфантильный человек ленив, несамостоятелен, пассивен, нерешителен, стремится только к положительным эмоциям, избегает и страшится отрицательных.
Интересно то, как Ф.Е. Василюк объясняет нежелание людей просыпаться рано утром. Приступ утренней лени он объясняет ассоциативной связью между необходимостью покинуть теплую постель и инфантильным желанием не покидать утробу матери. Утром человек словно рождается вновь и чувствует себя беззащитным перед внешним миром, поэтому не хочет покидать постель.
Центральный принцип этого мира – принцип удовольствия. Все что неудовлетворительно вызывает стресс, панику, ужас и даже может спровоцировать болезнь.
[sc name=»Adsense»]
Инфантилизм – это пласт сознания каждого взрослого человека, который обуславливает гедонистические склонности. Хочется вернуть себе утраченное блаженное мироощущение, забыть о времени и пространстве и просто наслаждаться жизнью. Хочется иметь золоту рыбку, волшебную палочку или хотя бы выиграть в лотерею миллион долларов, чтобы без усилий, труда, ожиданий, здесь и сейчас получать все что хочется.
Стресс способствует развитию Инфанта и выводит его на следующий уровень – внешне уже трудный, но внутренне по-прежнему простой жизненный мир.
Фанатик
Человек, живущий во втором измерении – Фанатик, он понимает, что блага не даются сами собой, их нужно заслужить или добиться, поэтому такой мир внешне трудный, но внутренне простой, как и у Инфанта.
Фанатик не знает сомнений, колебаний, вины, совести и стыда. Его внутренний мир односоставный, в нем нет противоречий, в нем все просто, сложности только снаружи. Ради цели Фанатик готов на многое: он необдуманно рискует, ставит на кон все, что имеет, приемлема любая жертва, а цель всегда оправдывает средства.
Принцип мира Фанатика – реальность – заставляет его учиться терпеть и ждать. Фанатик знает как, когда и где сможет достичь своей цели и стремится к ней, но осознает границы своих возможностей, понимает что есть то, что он изменить не в силах – такова реальность.
Именно благодаря терпению Фанатик справляется с трудными ситуациями. Если терпеть больше нет сил, он начинает приспосабливаться к действительности, искать альтернативные пути развития.
Фанатиком на время становится человек, захваченный одной-единственной идеей, также этот мир свойственен подросткам и людям, являющимся фанатами групп, команд, религий, политических партий и прочего. Иногда такое мировоззрение свидетельствует о наличии психопатологий.
Развитию Фанатика способствует состояние фрустрации, понимание того, что желанных благ может вовсе не быть или они могут противоречить друг другу. Так Фанатик понимает, что главные трудности – внутри его личности, а не снаружи и переходит на следующий уровень развития.
Философ
Философ живет во внутренне сложном и внешне простом жизненном мире. Основные трудности и препятствия – внутренние. Философ долго думает, колеблется в принятии решений, взвешивает все «за» и «против». В его душе один конфликт сменяется другим, но в какой-то момент количество переходит в качество и у Философа вырабатывается особый «орган», помогающий разрешать конфликты – ценностное сознание.
Принцип внутренне сложного и внешне легкого жизненного мира – принцип ценности. Что ценно, то и выбирается Философом.
Принципы – это трансформированные и усвоенные ранее правила поведения. Правило становится принципом после того как человек признает его истинность, отталкиваясь от собственного жизненного опыта. Нередко такой опыт бывает плачевным и горьким, но именно так человек учится жизни.
Принципы становятся ориентирами и целями, определяя жизненный путь человека. С появлением духовных ценностей, жизненный выбор перестает быть проблемой, а внешний мир становится как бы простым, ведь человек нашел себя в нем и этого ему на данном этапе достаточно.
Философ совершает нравственный выбор и действует с соответствие с ним, не обращая внимания на внешние трудности и обстоятельства. Трудность окружающего мира Философ не принимает в расчет и смотрит на реальность сквозь пальцы.
Когда противоречия между нравственными ценностями и реальностью становятся слишком велики, Философ задается вопросом: «Неужели реальность такова, какой представляется мне и ее никак нельзя изменить?». Находясь в поиске ответа на этот и другие подобные вопросы, человек пытается разрешить конфликт внутреннего мира с внешним, а находит то, что не искал – мудрость.
В философском измерении живут взрослые, но еще молодые люди, которые понимают необходимость развития собственной личности и самореализации в мире. В молодости развитая система ценностей и ценностное сознание личности определяют череду жизненно-важных выборов (профессии, места жительства, спутника жизни, создания семьи, рождения ребенка и другие) из которых и складывает история жизни человека.
Творец
Этот мир внешне трудный и внутренне сложный, но только здесь развивается элемент, необходимый для целостности личности – воля. Воля не как человеческая способность (она формируется еще в детстве), а как стремление к желанной жизни. Именно воля толкает человека не просто жить, а создавать свою жизнь, активно творить ее и не останавливаться, поскольку внутренней гармонии невозможно достичь раз и навсегда.
Активное и сознательное созидание и есть жизненное творчество, являющееся принципом Творца. Путь к цели Творца непрост, в нем есть место и внешним преградам и внутренним сомнениям, поэтому здесь так важна воля. Творческое переживание позволяет действовать в условиях противоречащих позиции человека, в сложных и даже безвыходных обстоятельствах. Человек становится способным изменить реальность и стать счастливым.
Когда самореализация становится невозможной, а в процесс реализации жизненной цели вклинивается слишком большое препятствие, случается кризис. Он толкает человека развиваться дальше, находить новые цели и пути, восстанавливать утраченные возможности, преобразовывать свое «Я».
Взрослые и зрелые личности, умудренные опытом, творят замысел своей жизни в целом и продолжают развиваться.
Итак, Инфант обходится одной лишь деятельностью, Фанатик развивает психику, Философ – сознание, Творец воплощает в реальность образ своей идеальной жизни и себя самого.
Человек использует все способы переживания и может действовать в разных жизненных измерениях, но все-таки какой-то один жизненным мир является основным. Вопрос о том, есть ли еще другие жизненные миры после мира Творца, остается открытым.
[wpsp id=»1907″]
Ждем Вашей оценки
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями