Главная » Статьи по психологии » Работа и карьера » Образование » 7 универсальных рекомендаций, которые помогут родителям психологически подготовить ребенка к школе

7 универсальных рекомендаций, которые помогут родителям психологически подготовить ребенка к школе

Образование

Поступление в школу для любого ребенка – стресс, приводящий к возникновению или подчеркивающий уже начавшийся кризис семи лет. Даже если малыш посещал ранее детский садик, развивающие центры и подготовительный класс, идя в школу в первый раз, он осознает, что жизнь уже не будет прежней. В статье вы найдете 7 универсальных рекомендаций, которые помогут родителям психологически подготовить ребенка к школе.

Новый этап в жизни ребенка

Малышам часто говорят, что именно в тот момент, когда они впервые перешагнут школьный порог, начнется взрослая жизнь, они в это верят и начинают осознавать себя взрослыми.

Ребенок взрослеет, и школа играет немаловажную роль в становлении его личности. Точно так же, как родители трудятся на работе, ребенок будет трудиться в школе, ведь учеба – тоже труд. Насколько легким и приятным будет обучение во многом зависит от того как родители подготовят к нему будущего первоклассника.

Ребенок должен быть готов к школе и не только физически, социально и интеллектуально, но и морально. Начинать психологически подготавливать ребенка к школе нужно за два или один год до поступления туда, но самый важный этап – три летних месяца предшествующие поступлению в школу.

Как же родители могут помочь ребенку безболезненно пережить стресс, связанный с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности?

Рекомендация №1. Знание – сила

Прежде всего, нужно знать и объективно оценивать индивидуально-типологические особенности ребенка.

Нужно учитывать его:

  • характер,
  • темперамент,
  • самооценку,
  • эмоционально-волевую сферу,
  • социально-коммуникативные навыки,
  • способности и таланты,
  • привычки,
  • увлечения и интересы,
  • страхи,
  • ожидания.

Особенности индивидуальности ребенка оцениваются не как плохие или хорошие, а как те, что будут помогать или мешать ему учиться.

Родители должны постараться тонко подойти к выработке необходимых ребенку навыков и найти способы компенсировать неподдающиеся формированию или изменению черты характера.

Например, если дошкольник стеснительный и не слишком общительный, полезно выработать навык общения со сверстниками. Можно рассказать малышу, какие поступки и слова помогут установить дружеские отношения и избежать конфликтов с одноклассниками. Также можно подружиться с одним из будущих одноклассников заранее.

Рекомендация №2. Залог успеха в школе

Очень важно придать ребенку уверенности в себе и ни в коем случае не сравнивать его ни с кем другим. Все маленькие девочки и мальчики одинаково нуждаются в родителях, которые не только обеспечивают их всем необходимым, но и выражают свою любовь и моральную поддержку.

Ребенку нужно чаще говорить подбадривающие слова, особенно, если малыш тревожный и неуверенный в себе. Уверенность в себе – залог успешного обучения.

Уверяя малыша, что ему понравится в школе, а если возникнут сложности, он обаятельно с ними справится, нужно не забывать делать акцент на том, что он может рассчитывать на помощь и поддержку со стороны семьи, всегда сможет поделиться переживаниями и мыслями.

Рекомендация №3. Положительные ассоциации

Чтобы ребенку хотелось в школу, нужно постараться создать положительную ассоциативную связь с ней. Например, гулять с ребенком возле школы. Так она будет ассоциироваться с приятным времяпрепровождением. На одной из таких прогулок можно попросить малыша нарисовать что-то хорошее (солнышко, цветочек, любимого мультипликационного героя) цветными мелками на асфальте и сказать, что уже через какое-то время он снова будет рисовать, но уже как первоклассник.

Также помогают создать положительную ассоциативную связь игры в «Школу». Сюжетно-ролевые игры являются ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Принимая на себя роль учителя или ученика, ребенок легче понимает, принимает и усваивает правила поведения в школе, при этом играет и веселиться, что создает положительные впечатления об учебном процессе.

Такие игры помогают ребенку не испытывать страхов, связанных с неизвестностью, он уже примерно понимает, что ждет его в первом классе.

Если ребенок ходит на подготовительные курсы или посещает детские развивающие центры, он знает что такое занятия, но они, как правило, проводятся в игровой, более «мягкой», нежели уроки, форме и существенно от них отличаются. Важно объяснить малышу эту разницу.

Рекомендация №4. Разговоры «по душам»

Беседы и рассказы родителей об их школьных годах также помогут первокласснику меньше бояться и тревожиться. Ребенок должен знать, что учеба это не только получение и усвоение знаний, но и новые друзья, увлечения и интересы.

Не стоит пугать ребенка тяжелыми домашними заданиями, строгими учителями, одноклассниками-хулиганами и наказанием за плохие оценки. Все эти «страшилки» формируют негативные установки и никак не добавляют желания учиться.

Ребенок должен знать, что учеба это не легкомысленная игра, что придется стараться, вставать рано утром, быть покладистым, внимательным, опрятным, слушаться учительницу, делать домашние задания, соблюдать школьные правила и прочее, но он не должен воспринимать это как неприятную обязанность.

Нужно рассказать ребенку все, что связано с обучением, чтобы после не возникло неоправданных ожиданий, но при этом уверить, что он справится и ему понравится учиться. Не нужно рассказывать малышу, что в школе все легко и просто, но и не стоит пугать его нереальными сложностями. Будущий первоклассник должен понимать: учеба – это посильное, интересное и полезное занятие.

Рекомендация №5. Новый образ жизни

Чтобы ребенку было легче привыкнуть к школе, его заранее и постепенно нужно перевести на «школьный» образ жизни и режим дня, с пробуждением, приемом пищи и прочими занятиями по расписанию.

Хорошо бы заранее обустроить рабочее место, где ребенок будет делать уроки. Если с ним занимались подготовкой к школе, такое место уже есть, но его нужно переоборудовать, сделать более подходящим, добавив школьных принадлежностей.

Вместе с ребенком можно заранее выбрать рюкзак и начать его носить, купить красивые канцелярские школьные принадлежности и начать ими пользоваться, примерить школьную форму.

Школьная атрибутика понемногу начнет заполнять пространство ребенка и перестраивать его быт, замещая игрушки. Если все эти действия будут сопровождаться одобрением, похвалой, восхищением, гордостью за ребенка и другими положительными эмоциями, он станет с нетерпением ждать школы, когда уже можно будет собрать любимый рюкзак, положить красивые тетрадки и ручки, одеть нарядную форму.

Рекомендация №6. Правильная мотивация

Конечно, гораздо важнее внешних стимулов внутренняя мотивация. Ребенок должен хотеть идти в школу не только потому, что у него появится возможность похвастаться красивым рюкзачком, а в случае получения отличной оценки получить такой подарок, какой пожелает, он должен хотеть получать знания и опыт. Ребенок должен хотеть учиться и любить это занятие.

Рекомендация №7. Не переусердствуйте!

Многие современные родители совершают большую ошибку, слишком рьяно подготавливая ребенка к школе. В полугодовалом возрасте малыша уже ведут в детский развивающий центр, в три года он одновременно ходит на музыку, танцы и спорт, в пятилетнем возрасте день расписан по минутам, он уже превосходно читает, пишет и считает. Но почему-то родители дошкольника не считают нужным оставлять время для простой, но так необходимой ребенку, свободной игры.

Нельзя лишать ребенка детства!

Слишком сильно нагружая ребенка, родители оправдывают это стремлением скорее развить психику и раскрыть способности малыша. На деле же, чаще всего они стремятся удовлетворить собственные амбиции: «Пусть все видят, что мой ребенок лучше всех!», «Я докажу, что хорошая мать», «Я организую жить ребенка так, как считаю нужным. Дам все, о чем сама мечтала» и прочее. Родители, думающие прежде о себе, а не о ребенке, вредят его психическому развитию и здоровью.

Для оценки готовности ребенка к школе разработано немало диагностических методик, тестов и опросников. Одни из них созданы специально для будущих первоклассников, а другие для их родителей. Воспользовавшись ими, можно самостоятельно проверить готовность ребенка к школе. Но не стоит делать выводы по результатам одного-единственного теста, лучше провести несколько (но не все сразу).

В случае возникновения существенных проблем с психологической подготовкой ребенка к школе, стоит обратиться за помощью к детскому психологу.

 

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

, ,