Проблема «отцов и детей» не теряет своей актуальности в веках. Сейчас же всё усугубляется информационным бумом. Те знания, что раньше передавались из поколения в поколение, от отца к сыну и от бабушки внучке, теперь получают дети из чужих уст. А про обилие ненужной информации и говорить не стоит.
Ребёнок должен чувствовать себя нужным
Говоря «проблемный ребёнок», лишь 1 из сотни родителей задумается, а не в нём ли причина. А ведь поведение детей – это индикатор внутрисемейных отношений прежде всего. Мало обеспечить ребёнка вкусной едой и красивой одеждой, нужно ещё создать комфортную атмосферу. Детям необходимо чувствовать себя нужными. Добиться этого позволят три простых правила:
- обниматься, восемь раз в день;
- выслушивать ребёнка до конца, не отвлекаясь на посторонние дела;
- не спорить, не ссориться и не критиковать друг друга при ребёнке.
Большую часть информации о мире ребёнок получает тактильно через осязание. Можно погладить по головке мимоходом — всё равно, что похвалить, держать за руку, говоря этим жестом: «Я рядом. Я с тобой.» Поглаживания по спине или голове в постепенно замедляющемся ритме успокаивают и усыпляют. Но и тут важно не переборщить. Если родитель раздражён, зол, обижен, эти же чувства он непроизвольно перенесёт на ребёнка. Поэтому прежде чем оттолкнуть, обругать, отослать ребёнка, стоит задуматься о происхождении негативных эмоций.
Лишение физической близости сравнимо с наказанием. Тактильный контакт зачастую более важен, чем самые ласковые слова. Не достаточно сказать: «Я тебя тоже люблю. Но маме некогда. Иди поиграй сам.» Ведь ребёнок услышит только: «Ты мне мешаешь. Мои дела интересней.» А всего-то и нужно на секунду прижать к себе и поручить «очень важное дело», например, поставить все машинки в гараж или нарисовать для папы рисунок.
Умение правильно слушать становиться всё более важным по мере роста ребёнка. Каждая проблема маленького человека имеет для него значение мирового масштаба. Важно не забывать об этом. Нужно отложить свои дела, а ни в коем случае не разговор, присесть перед ребёнком или усадить его рядом с собой, чтобы оказаться на одном уровне. Внимательно выслушать, задать уточняющие вопросы и найти вместе решение. Стоит пренебречь «самой большой на свете проблемой», и ребёнок постарается найти другого слушателя. Очень часто взрослые за своими важными делами не замечают, когда ребёнок просит помощи, ведь делает он это как умеет. Просьба отчаявшегося ребёнка выражается уже в откровенно агрессивном поведении или истерике. Среди детских проблем мелочей не бывает!
Дети всегда копируют поведение взрослых. Если «хороший» папа совсем не слушает маму и «делает всё наоборот», ребёнок также не будет считать себя обязанным слушаться такую маму, в особенности, если папа рядом. И когда папа отругает его за скопированное «плохое» поведение, ребёнок не просто испытает обиду, он потеряет опору. Детям важна стабильность, которая выражается в требованиях, правилах, семейных ритуалах, всех тех действиях, которые повторяются ежедневно. От умывания до чтения перед сном. В каждой семье свои правила, главное, чтобы они были одинаковы для всех на протяжении длительного времени. Воспитывать необходимо, прежде всего, личным примером.
Взаимные обиды
Ещё одной распространённой проблемой являются взаимные обиды. Как бы странно это не звучало, но родители обижаются на своих детей не реже, чем дети на них. У каждого человека есть некий шаблон идеальной семьи и идеальных взаимоотношений с детьми, который он стремиться претворить в жизнь. А когда не получается, наступает разочарование.
Каждый член семьи –личность, а значит, у каждого — свои ожидания. Бывает очень сложно не поддаться эмоциям, перебороть обиду и посмотреть на ситуацию со стороны. Ещё сложнее поставить себя на место ребёнка. Надо помнить, что родители – это основа мира ребёнка, и не расшатывать эту основу своим невниманием.
Счастлив тот ребёнок, который уверен, что необходим родителям любым. Поэтому, прежде чем отчитывать ребёнка за перепачканную, мокрую или испорченную одежду, следует выяснить, как это случилось, не пострадал ли ребёнок и действительно ли есть его вина. И только потом объяснять про материальные ценности. Ребёнок должен знать, что его отругали не из-за испорченной вещи, а потому что беспокоились о его здоровье.
Итак, чтобы дети не стали проблемными, нужно всего лишь обниматься почаще, слушать повнимательней и подавать пример. Ничего сложного. Правда?
Ждем Вашей оценки
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями