Детская истерика — нормальное и естественное явление у маленьких детей, которая доставляет массу беспокойств и проблем их родителям. Как реагировать на детскую истерику и как ее предупреждать?
Почему дети устраивают истерику
Как много в жизни человека значит воспитание! Оттого насколько правильно будут вести себя с ребенком родители в раннем детстве, зависит его будущее психологическое благополучие. Родители вправе выбирать, как воспитывать своего малыша, но чаще всего дети воспитываются так же как их родители.
Характер формируется через воспитание и самовоспитание. Данные от рождения особенности личности корректируются по мере роста и развития человека.
В возрасте от одного года до четырех лет малыш учится понимать и принимать нормы и правила, установленные в семье и обществе и удовлетворять свои потребности, не пренебрегая ими. Ребенок испытывает потребность быть самостоятельным, оттого активно изучает окружающий мир и учится настаивать на своем.
Хорошо когда малыш проявляет характер и требует желаемое. Любопытство, желание исследовать и попробовать то, что делают взрослые – положительные тенденции в развитии. Хуже, если ребенок пассивен и совершенно ничем не интересуется. Такие дети обычно не плачут, не кричат и не устраивают истерики. Но вырастают они нерешительными, безынициативными, неуверенными в себе людьми.
Научиться самостоятельности и автономии после четырехлетнего возраста сложнее, чем в первые годы жизни. Поэтому ни в коем случае родителям нельзя ограничивать инициативу ребенка. Ему нужно понять, что не все легко дается, но верить в себя и стараться нужно.
Детские истерики – нормальное явление у детей младшего дошкольного возраста, это признак развития личности малыша. Случаются они оттого, что маленький человек еще не умеет говорить или говорит плохо, не знает, что за чувства и эмоции он ощущает, не понимает значения многих явлений и вещей.
Например, малышу трудно понять, что такое время, почему нельзя сейчас заполучить желаемое и когда это «потом». Ребенку нужно все объяснять и помогать знакомится с миром. Рассказывая как устроен внешний мир, не забывать о внутреннем. Ребенка волнуют эмоции и чувства не меньше чем взрослого человека, но что это за переживания и как с ними жить малыш не знает.
Ребенку сложно понять, почему он должен подчиняться правилам, которые ему не нравятся. Только к четырем годам малыш понимает, что он живет в обществе и научается подстраиваться под его требования. Постепенно малыш находит способ самовыражаться и добиваться своего, не нарушая заведенные порядки. Найти способ быть собой и при этом быть «как все» непросто.
Кроме того, у детей не развита воля. Они не могут принять волевое решение, как делают это взрослые люди. Способность сознательно регулировать свое поведение зависит от развитости отделов головного мозга, отвечающих за волевые качества. Воля развивается по мере совершенствования психики человека.
[sc name=»Adsense»]
Постепенно малыш научится управлять своими эмоциями, словами и поступками. Психологи утверждают, что воля формируются на протяжении детства и отрочества. Лишь к концу подросткового периода – началу юности должны быть сформированы все волевые качества.
Истерика как средство манипуляции
В период от одного года до четырех лет ребенок должен научиться понимать значение слов «хочу», «могу», «надо», «можно». Детские истерики чаще всего случаются из-за конфликта потребностей, возможностей и требований. Малыш истерит если ему что-то запрещают или у него не получается осуществить желаемое.
Истерика – форма выражения негодования, гнева, обиды, отчаяния других негативных переживаний.
Следует различать истерику, вызванную объективными причинами, такими как усталость, переутомление, перевозбуждение, голод, физическая травма от манипулятивной истерики. Именно этот вид истерик вызывает проблемы с воспитанием малыша и иные трудности.
Если малыш плачет потому, что больно ударился, он относительно быстро успокаивается, когда боль проходит и маме удается его утешить. Истерика-манипуляция не начинается и не проходит так быстро и просто. Утешения и уговоры не работают. Ребенок плачет ради определенной цели. Плачем и криком он старается заставить родителей сделать то, что нужно ему: купить игрушку, покататься на качелях, включить мультик и так далее.
Манипулятивная истерика развивается: сначала чадо сердится тихо, потом начинает похныкивать, затем уже рыдает. Войдите на сайт для просмотра секса со зрелыми женщинами. Заканчивается все истерикой: криками, размахиваниями рук и ног, демонстративным паданием на пол и так далее.
Кроме наличия цели, манипулятивная истерика характеризуется тем, что происходит на публике. Когда вокруг нет людей или они не реагируют на «выступление», истерика затихает. Ребенок понимает, кто более чутко реагирует на истерику и кем с ее помощью легче управлять. Одни члены семьи поддаются на манипуляции, а другие нет. Если мама все время уступает малышу, делает все что он хочет, лишь бы ни плакал, манипулятивная стратегия закрепляется, ребенок прибегает к ней снова и снова.
Уступать малышу, когда он рыдает и требует своего так же неправильно, как и ругать его, отвечая криком на крик. Единственный эффективный способ побороть истерику – спокойно переждать ее, не уступая малышу и не наказывая его за проявление характера.
Спокойно выдержать истерический приступ ребенка, особенно если это происходит на людях, сложно. Лучше предупреждать и предотвращать детскую истерику.
Истерические приступы расшатывают психику малыша. Неправильное поведение родителей во время истерики не пройдет для него бесследно. Закрепившиеся неадекватные реакции и стратегия поведения приведет к тому, что малыш вырастит нетерпеливым, обидчивым, эгоистичным, мстительным, требовательным человеком.
Кроме негативных качеств характера, у ребенка может проявиться психопатология. Нужно обратиться к невропатологу если истерика:
- случается слишком часто,
- длится более пятнадцати минут,
- сопровождается агрессивными действиями ребенка, направленными в сторону людей или предметов,
- случается с ребенком старше четырех лет,
- сочетается с приступами удушья и обмороками,
- сопровождается резкими перепадами настроения, страхами, ночными кошмарами и другими отклонениями.
Что делать до, во время и после детской истерики
Заботливые и внимательные родители понимают и догадываются заранее, что ребенка может разозлить или огорчить и стараются не допустить этого. Но предугадать все невозможно. Нельзя изолировать ребенка от внешнего мира, ему в любом случае придется не раз пережить внутренний конфликт, чтобы научиться достигать цели не прибегая к манипуляциям. Но оградить малыша от ненужных негативных эмоций в ситуациях, которые можно контролировать, просто необходимо.
Например, мальчик устраивает истерику оттого, что ему не разрешают взять в руки папин молоток. Чтобы поддержать интерес малыша, желание трудиться и исключить травмы, можно купить игрушечный молоточек, чтобы мальчик смог «помогать» папе или уводить его на прогулку в то время, когда в квартире идет ремонт.
Предупредительные меры по недопущению детской истерики:
- исключить слишком строгое обращение с ребенком,
- исключить вседозволенность, потакание капризам,
- исключить противоречивые методы воспитания (когда один родитель что-то запрещает, а другой разрешает),
- все члены семьи должны придерживаться одной линии воспитания;
- ребенок должен хорошо высыпаться, правильно питаться, часто бывать на прогулке;
- у малыша должно быть время на свободную игру без правил и ограничений, когда он может делать то, что хочет.
Если детская истерика уже началась, остановить ее непросто. Помогут следующие рекомендации:
- не показывать ребенку собственные эмоции, сохранять спокойствие;
- игнорировать требования и не поддаваться на манипуляцию, иначе ребенок и в будущем будет прибегать к этому методу получить желаемое;
- постараться переключить внимание ребенка, заинтересовать чем-то другим;
- отвлечь ребенка шутками и юмором, постараться мягко высмеять ситуацию (так чтобы не обидеть малыша);
- помочь ребенку определиться с эмоциями, сказать, что он просто устал/злится/обижается/нервничает/боится и так далее и попросить его успокоиться;
- увести ребенка с места, где случилась истерика, или отойти от него на небольшое расстояние (но не упускать малыша из виду);
- лишить малыша возможность «поиграть на публику».
После того как истерика закончится, с малышом обязательно нужно поговорить, но не упрекать его и не унижаться перед ним. Лучше спокойно объяснить, почему неправильно плакать и кричать, поддержать, рассказать о своей любви к нему и о том, как хорошо себя культурно вести. Нужно постараться поставить себя на место ребенка и осознать, что он только учится понимать себя и окружающий его мир.
Ждем Вашей оценки
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями