Компьютерная зависимость – вредная для здоровья чрезмерная увлеченность компьютером. Для зависимого подростка она не выглядит как проблема, он не хочет от нее избавляться. А родители при этом часто либо не обращают внимания, либо просто не знают как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью.
Почему возникает зависимость?
Информационные технологии начали стремительно развиваться и входить в жизнь простых людей на пороге второго тысячелетия. В середине 90-х годов ХХ века компьютер еще был диковинкой, сегодня же он есть практически у каждого человека дома и без преувеличения является предметом первой необходимости, без него уже не обойтись.
Однако есть большая разница между использованием компьютера «по делу» и посвящением ему всего своего свободного времени в ущерб реальной жизни. Второй вариант случается с зависимыми от компьютера, планшета и прочих гаджетов людьми.
Компьютерная зависимость подростка намного опаснее, чем зависимость взрослого человека. Подросток – еще незрелая личность. Он еще ребенок, хотя и зрелый физически. Его психика неустойчива, а личность переживает, пожалуй, самый сложный кризис развития. Виртуальная реальность для него становится альтернативой жизни, иллюзией, которая полностью «затягивает».
Любой подросток стремится к идентичности, то есть к ощущению собственной принадлежности к значимой группе, социуму. При этом ему очень важно знать ответ на вопрос «Кто Я сегодня, и каково мое будущее?».
Подростку важно самоутвердиться в среде сверстников и найти свою индивидуальность. Чтобы сделать это, нужно общаться и заводить отношения.
Общение и принадлежность к группе – две главные потребности подростка. Поэтому компьютерная зависимость у них формируется так легко, быстро и надолго. Ведь общаться в Интернете просто! Там можно почувствовать свою принадлежность к группе, самовыразиться, вступить во взаимодействие.
Интересно, что психологи сегодня подняли верхнюю границу возрастного периода подростковой потребности в общении аж до 25 лет. Наиболее активно общаются в Интернете именно его 15-25 летние пользователи.
[sc name=»Adsense»]
Онлайн-игры и соцсети создают иллюзию реального общения и реальной жизни. Но, тем не менее, остаются нереальными.
Нельзя не сказать о том, что подростковый, он же пубертатный период – период полового созревания. Многие подростки по понятным причинам «зависают» на порносайтах.
Подросткам, у которых есть проблемы с общением и идентификацией в реальном мире, намного проще и безопаснее «жить в компьютере».
Именно неуверенные в себе, одинокие, имеющие конфликты с родителями, сверстниками, учителями, испытывающие недостаток социальной поддержки, чувствующие себя нелюбимыми, ненужными и имеющие иные проблемы психологического плана дети становятся заложниками зависимости от компьютера.
Эксперимент «8 часов»
В 2012 году в г. Санкт-Петербурге (Россия) психологом К. Мурашовой был проведен очень интересный и показательный эксперимент.
68 подростков должны были выдержать 8 часов без компьютера, телефона, телевизора, радио и иных гаджетов. Взамен им предоставили все остальные человеческие радости, такие как: подвижные игры, чтение, письмо, разные ремесла, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки, поход в музей и т.д.
Родители испытуемых, естественно, были предупреждены об этом эксперименте.
Пять и более часов без «любимых игрушек» выдержали только семеро подростков, полностью продержались только трое!
То, что происходило со многими детьми, не продержавшимися долго, в период ожидания объекта их зависимости, шокирует:
- жар, озноб,
- тошнота, боль в животе,
- головокружение, головная боль,
- тремор рук и губ,
- боли в груди,
- ощущение «шевеления волос» на голове,
- беспокойство, тревога, страх, доходившие до панических атак (!);
- суицидальные мысли(!) – у трех детей.
Все эти симптомы сродни тем, что наблюдаются при наркотической зависимости. Самое главное, что у всех испытуемых они сразу же исчезли, как только они снова взяли в руки телефоны, планшеты, сели за компьютер, включили радио или телевизор.
Признаки компьютерной зависимости у подростка
Компьютерная зависимость – это вариант бегства от реальности и от жизненных проблем. Эта такая же зависимость, как и любая другая. В медицине она относится к разряду поведенческих аддикций (зависимостей) и признается болезнью. Вакансии Работа для девушек в России в сфере досуга.
У подростка зависимость от компьютера, если он:
ежедневно проводит за ним слишком много или все свое свободное время, не замечая его хода;
- теряет интерес к подвижным играм, спорту, хобби, живому общению со сверстниками и родителями;
- у него ухудшается успеваемость в школе (не делает уроки, невнимателен, равнодушен к учебе, так как только и мечтает о любимой игре или соцсети);
- ухудшилось здоровье (наблюдаются сухость и краснота глаз, снижение зрения, сколиоз, боль в запястьях, головные боли и так далее);
- ухудшились взаимоотношения в школе, с друзьями (кроме тех, что зависимы от того же, что и он) и в семье, так как ребенок теряет навыки общения вживую;
- каждый раз его приходится «отрывать» от компьютера, при этом он раздражается, злится, ведет себя агрессивно;
- в реальной жизни становится более замкнутым, зажатым, нерешительным, конфликтным, агрессивным;
- в момент, когда подросток оказывается возле компьютера, он испытывает огромную радость и эйфорию.
Получается замкнутый круг: ребенок бежит от проблем в Интернет, но чем больше он «живет» там, тем более его проблемы усугубляются и возрастают в количестве.
Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью: 3 простых шага
Компьютер для ребенка источник удовольствия и средство удовлетворения потребностей, которые не получается удовлетворить в реальности.
Следовательно, что должны сделать родители:
- Разобраться чего конкретно не хватает их взрослеющему чаду. Провести доверительную беседу.
Если между подростком и родителями нет доверия, сначала придется решить эту проблему. Вам помогут рекомендации данные в статье «У ребенка переходный возраст. Что нужно знать родителям?»
Не нужно догадываться чего недостает сыну или дочери, обязательно нужно спросить об этом! Хотя внимательные, наблюдающие, анализирующие поведение ребенка родители и без того поймут чего не хватает по тем реакциям, которые выдает ребенок, погружаясь в компьютер.
Во время беседы задавать вопросы следует мягко, но серьезно, до тех пор, пока не станет ясна суть. В итоге должно быть озвучено чувство или потребность, которые желанны ребенком.
Например:
— Почему ты так много играешь в эту игру?
— Она мне нравится!
— В нее все играют! Там можно собраться в команду и разбить врагов!
— Тебе нравится играть в команде?
-Да.
-Тебе нравится побеждать?
-Да.
Найдена потребность в причастности к сплоченному коллективу, команде, в достижении личного успеха, в чувстве азарта, риска, радости победы.
- Подсказать подростку где и как в реальности можно получить то же самое что он находит в играх или соцсетях. Привести примеры и доказательства почему альтернативные «живые» занятия лучше.
Для приведенного выше примера альтернатива – спорт, в котором есть командные соревнования.
- Помочь подростку сделать первый шаг в направлении реализации себя в реальности и закрепить первый успех как доказательство того, что жизнь лучше иллюзий.
Некоторые психологи и аддиктологи (врачи, лечащие от зависимостей) придерживаются той точки зрения, что от зависимости нельзя избавиться. Но ее всегда можно заменить другой, полезной и позитивной.
Дополнительные рекомендации
Вряд ли ребенок сразу откажется от своей любимой, но вредной привычки, даже если увлечется полезным альтернативным занятием.
Поэтому родителям пригодятся такие дополнительные рекомендации:
- Больше общаться с подростком в позитивном ключе, проводить свободное время вместе с ним, занимаясь каким-то полезным делом или отдыхая.
- Рассказывать и показывать, чем можно увлекаться и как можно проводить время не за компьютером и вне стен дома. Развивать любовь к жизни.
- Помогать искать ответы на такие волнующие подростка вопросы как «Кто я?», «Зачем я живу?», «На кого идти учиться? Кем я хочу работать?», «Как общаться с противоположным полом?», «В чем смысл жизни?» и так далее.
- Если у ребенка наблюдаются и другие проблемы психологического, социального плана или есть трудности с обучением или иные связанные со школой проблемы – решить их самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
- Контролировать время, проводимое подростком за компьютером и прочими гаджетами. Замечать, что делает ребенок в это время: собирает информацию для учебы или играется в игрушку?
- Самим не впадать в зависимость от компьютера, если она уже есть – избавиться, иначе все старания будут напрасны. Ребенок копирует поведение взрослых. Наставления и просьбы менее значимы, чем поступки.
- В случае если зависимость не удается победить самостоятельно, обратиться к психологу или психотерапевту.
[wpsp id=»3862″]
Ждем Вашей оценки
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями