Психолог-практик помогает справиться с проблемами и трудностями, не только осуществляя психодиагностику, консультирование, психологическую коррекцию, психотерапию, но и через обучение и передачу своих знаний клиентам, через социально-психологический тренинг.
Тренинг: понятие, цель, задачи
Психолог передает теоретические знания в области психологии посредством бесед, лекций, семинаров. Информируя клиента о чем-то, что может помочь ему справиться с проблемой, психолог способствует развитию личности.
Традиционные методы обучения дают знания, но, к сожалению, не практические навыки. Для передачи навыков существует особая, активная форма обучения – тренинг.
Слово «тренинг» – это лексическая калька, взято оно из английского языка. Английское «training» переводится как «тренировка, обучение, воспитание, подготовка».
Социально-психологический тренинг – это метод моделирования жизненных ситуаций в безопасной обстановке, в тренинговой группе. Находясь в группе, можно воссоздать любую социально-психологическую проблемную ситуацию и на практике научиться ее разрешать.
Кроме социально-психологического, есть и другие виды тренингов:
- бизнес-тренинги,
- навыковые тренинги,
- образовательные тренинги,
- психотерапевтические тренинги,
- тренинги для тренеров.
Цель социально-психологического тренинга – развить умения и навыки участников группы, которые поспособствуют личностному росту и повышению эффективности в области межличностного общения.
На тренинге можно развить:
- речь: способность говорить четко, кратно, по существу, увеличить словарный запас;
- наблюдательность и лояльность,
- рефлексию, самоанализ, самоконтроль,
- умение конструктивно критиковать, грамотно давать обратную связь;
- ассертивность, научиться отстаивать свою позицию, не переходя к агрессивной или пассивной модели поведения;
- восприимчивость к вербальной и невербальной экспрессии собеседника,
- гибкость в общении,
- научиться менять ролевые позиции, исходя из контекста общения;
- душевно раскрыться и раскрепоститься;
- приобрети иные полезные навыки и в целом вырасти как личность.
Задачи для участников группы определяются, меняются, дополняются в зависимости от специфики темы тренинга, но основными, как правило, являются:
- понимание других людей в процессе общения,
- понимание самого себя,
- саморегуляция,
- коррекция неадекватных навыков общения и поведения,
- приобретение новых, адекватных и эффективных навыков и умений.
Тренинговая группа и психолог-тренер
История социально-психологического тренинга прослеживаются с давних времен, но формированием стройной теории и развитием практики, тренинг обязан американскому психологу К. Левину.
Теория тренинговых групп формировалась и применялась практически К. Левиным в 40–60-е годы ХХ века. яндекс. Автор считал группу самым эффективным методом обучения, коррекции и психотерапии. И сегодня большинство психологов с ним согласны.
[sc name=»Adsense»]
Группа людей – это социум в миниатюре. Оптимальное количество участников группы – 10-12 человек. Продолжительность тренинга может быть различной, но одно занятие, как правило, длится не более 60 минут.
Тренинговые группы бывают:
- закрытыми, с постоянным составом участников,
- открытыми, в любой момент в такую группу может вступить новый участник.
Продуктивнее работают закрытые группы.
Процессы, происходящие внутри группы, называют «групповой динамикой», к ним относятся:
- лидерство,
- руководство,
- деловые отношения,
- межличностные отношения,
- конфликты,
- групповое принятие решений и другие.
Принципы организации тренинговых групп:
- Добровольность. Участники самостоятельно принимают решение, участвовать в тренинге или каких-то отдельных, предлагаемых тренером, упражнениях или нет. Принуждение неприемлемо.
- Информированность. Каждый клиент имеет право знать, что с ним будет происходить на тренинге.
- Самодиагностика. Участник тренинга должен быть заинтересован в самопознании и самораскрытии; суметь понять, сформулировать, признаться в существующей проблеме.
- Диалогизация взаимоотношений. В группе должно быть полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, заинтересованности, доверии.
Тренер для группы – лидер. Его стиль управления демократический, то есть групповые решения принимаются с учетом интересов как тренера, так и участников, а ответственность между ними распределяется поровну.
Работа психолога-тренера заключается в:
- организации,
- методическом обеспечении,
- проведении тренинга.
Основные обучающие методы, которые используются тренер на занятиях, это:
- разминка,
- мини-лекция,
- сбор мнений,
- мозговой штурм,
- упражнение, кейс,
- групповая дискуссия,
- ролевая игра,
- деловая игра, метафорическая деловая игра,
- видеоанализ и другие.
Психолог проводит групповые социально-психологические тренинги, совмещая в своей работе преподавательскую, ораторскую, организаторскую, экспериментальную и консультативную деятельность.
Психолог-тренер должен обладать достаточным уровнем квалификации, знаниями и опытом работы, быть харизматичным, остроумным, энергичным.
О социально-психологическом тренинге рекомендуем почитать психологическую литературу:
- Герман Марасанов «Социально-психологический тренинг»
- Николай Цзен, Юрий Пахомов «Психотренинг. Игры и упражнения»
- Александр Прутченков «Социально-психологический тренинг в школе»
- Елена Дагаева «5 тренинговых программ»под ключ». Практическое руководство»>
- Татьяна Эксакусто «Групповая психокорркеция. Тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития»
- Михаил Кипнис «Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга»
Ждем Вашей оценки
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями