Обучаемость – способность личности к обучению. Это совокупность индивидуальных показателей скорости и качества усвоения ребенком или взрослым человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.
Понятие обучаемости
Понятие об обучаемости связывается с умственным развитием и интеллектом человека, но они не тождественные. Высокая обучаемость способствует умственному развитию, однако, высокий уровень умственного развития может сочетаться с низкой обучаемостью.
Различают общую и специальную обучаемость.
Общая обучаемость предполагает способность усвоения любого материала, способность обучаться как таковую.
Специальная обучаемость зависит от науки, искусства или практической деятельности, которую хочет освоить ученик. Как различают способности к изучению математики, физики, игре на музыкальном инструменте и так далее, так и советующие виды специальной обучаемости.
Высокие показатели общей обучаемости не исключает того, что ученик не может освоить ту или иную область знаний. К примеру, если человек не может выучить какой-либо язык, это не исключает его общей эрудированности.
Уже в дошкольном возрасте можно заметить направленность интересов ребенка на ту или иную область знаний, науки и практики. В школе одни предметы нравятся, а другие нет потому, что одни из них интересны, а другие – не вызывают интереса. Сложный предмет для ребенка не исключает живой интерес к нему, и наоборот, легкий – не исключает отсутствие интереса.
Обучаемость характеризуется тремя показателями:
- уровень развития психических познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи;
- уровень развития эмоционально-волевой сферы, который описывается как усидчивость, целеустремленность, уравновешенность и так далее;
- уровень развития сопутствующих познавательной способности умений: воспринимать, запоминать, уяснять, воспроизводить, применять полученные знания.
Помимо способности к обучению выделяют способность к самообучению. Уровни этих способностей могут существенно разниться. Один человек легко овладеет знаниями самостоятельно, а другой не справится без помощи преподавателя.
Развитие способности к обучению
Так как на обучаемость влияет множество факторов, подход к ее развитию должен быть комплексным. Одна только тренировка памяти, внимания, мышления и усидчивости не даст должных результатов.
[sc name=»Adsense»]
Рекомендации по развитию способностей к обучению у детей и взрослых совпадают. Различия лишь в том, что в силу возраста ребенок не может сам справиться и решить трудности, стоящие на пути к обучению, помочь ему в этом должны родители и учителя.
Повысить способность к обучению можно такими способами:
- Так как проблемы в обучении нередко связаны с возникновением соматических заболеваний, нужно следить за здоровьем, периодически проводить диагностику. Решив проблемы со здоровьем, можно облегчить процесс обучения. Например, у ребенка испортилось зрение, и он стесняется в этом признаться, элементарно не видит, что написано на классной доске, отсюда – снижение успеваемости и обучаемости.
- Психологический климат в семье и общее психологическое благополучие человека влияет на способность концентрироваться на учебе. К примеру, если родители ребенка постоянно ссорятся и хотят развестись, он переживает психологическую травму, все его мысли заняты мыслями о родителях, он просто не может думать об учебе.
- Потребность в обучении является одной из социальных потребностей человека, которая не может возникнуть без удовлетворения базовых потребностей. Правильно питание, здоровый сон, прогулки на свежем воздухе необходимы и взрослым и детям для того, чтобы иметь возможность усваивать новую информацию.
- Адекватное восприятие способностей к обучению, врожденным особенностям психических процессов. Врожденные способности, определенные генетикой и физиологией и приобретенные в процессе обучения и воспитания у всех различны. Их нужно знать и учитывать. Некорректно сравнивать себя или своего ребенка с другими людьми. Даже учитывая то, что системой образования предусмотрена оценка знаний, ее нужно воспринимать как условное и субъективное определение уровня знаний. Не всегда оценка «отлично» свидетельство безупречных знаний, и наоборот, даже зная все по теме, не всегда можно суметь донести свои знания преподавателю так, что получить отличную оценку.
- Не стоит вешать ярлык «глупый» на человека, которому трудно дается учеба. Причина проблем в обучении обычно кроется в расстройстве или неразвитости одно из познавательных процессов. Нужно разобраться в том, что это за процесс, а затем начать развиваться и работать над конкретной проблемой. К примеру, если проблемы с запоминанием – найти и применить методики по улучшению памяти.
- Поработать над самооценкой и уверенностью в себе. Часто человек не верит в то, что осилит учебу, такая негативная установка мешает учиться. Дети, которых чаще хвалят за успехи и меньше ругают за неудачи в учебе, имеют больший интерес к знаниям и оттого лучше учатся.
Слабая способность к обучению компенсируется трудоспособностью и другими личностными характеристиками ученика. Если человеку тяжело даются знания, это совсем не означает, что он не сможет стать успешным и счастливым.
Рекомендуем почитать:
- Дж. Варгас «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости»
- О. Холодова, Е. Крашенинников «Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет»
- Т. Трясорукова «Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста»
- О. Булатова «Влияние семьи на формирование интереса к учению у детей»
Ждем Вашей оценки
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями