Многие родители с тревогой ожидают самого трудного возрастного периода в жизни их ребенка – подросткового кризиса. Они боятся, что послушный и ласковый малыш превратится в агрессивного и ненавидящего их представителя какой-нибудь молодежной субкультуры. На самом же деле бояться нужно обратного – того, что ребенок не захочет взрослеть, останется инфантильным и несамостоятельным. Что нужно знать родителям ребенка, у которого переходный возраст?
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – период в онтогенезе (индивидуальное развитие организма с момента зарождения до смерти) между детством и взрослостью. Понятие «подростковый возраст» появилось в ХІХ веке, до того его называли «отрочество». В наше время это название сохранилось, но употребляется редко.
Хронологические границы подросткового возраста точно не определены, но чаще всего его относят к периоду:
- от 11 до 16 лет у девочек,
- от 12 до 18 лет у мальчиков.
Некоторые ученые называют весь подростковый возраст периодом кризиса, другие же говорят о «кризисе 14 лет», так как именно в этом возрасте чаще всего наблюдается пик кризиса. Одно можно сказать точно: наверняка предсказать начало и конец трудного периода невозможно.
Изменения, происходящие с человеком в подростковом возрасте:
- Физиология. Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как в это же время наступает этап полового созревания. Помимо появления вторичных половых признаков, интенсивно и неравномерно увеличивается рост и вес мальчиков и девочек. Тело подростка отличается некоторой непропорциональностью, так как сначала вырастают голова, ступки, кисти рук, затем сами руки и ноги и только потом туловище.
- Психофизиология. В организме подростка вырабатывается огромное количество половых гормонов и гормонов роста, которые влияют на психику. Последствиями буйства гормонов могут быть: повышенная возбудимость, импульсивность, раздражительность, негативизм, максимализм, необоснованная агрессия, категоричность мышления.
Подростковый возраст – время яркого проявления акцентуации характера, а также период, во время которого повышен риск возникновения психического расстройства.
- Психология. Не достигнув возраста 11-14 лет, дети интересуется внешним миром, знакомятся с ним и практически взаимодействуют, после – начинается познание внутреннего мира и своего «Я». В подростковом возрасте повышается самосознание и окончательно формируется Я-концепция. Подросток четко осознает свою уникальность, стремится познать себя, раскрыть свои способности и потенциал, старается определиться с выбором профессии.
Самооценка в пубертатный период очень сильно колеблется. Отношение к себе подростка неоднозначно по причине того, что он часто сравнивает себя с другими и не делать этого не может. Все потому, что ведущая, то есть определяющая развитие, деятельность в этом возрасте – общение со сверстниками.
Общение – не просто способ провести время, а возможность самоутвердиться, заслужить доверие, уважение, любовь. Чувство принадлежности к референтной (эталонной, значимой) группе сверстников играет огромную роль в развитии личности подростка.
[sc name=»Adsense»]
Не всегда осознаваемое еще половое влечение рождает новые потребности, переживания, эмоции и интересы. Личность достигает того момента в своем развитии, когда все способствует возникновению особого и неповторимого чувства – первой романтической любви.
Две формы подросткового кризиса
В отличие от всех предыдущих возрастных кризисов (новорожденности, первого года жизни, кризиса трех лет, кризиса семи лет), подростковый кризис родители не могут непрерывно наблюдать и контролировать. Если малыш трех лет устраивает истерики, то всегда при родителях, подросток либо выскажет свое негодование и уединиться, либо замкнется в себе насколько, что может даже не здороваться с родителями.
Нередко трудные подростки мечтают сбежать из дома и предпринимают попытки побега. Еще более тяжелая ситуация складывается когда у ребенка есть суицидальные мысли и намерения, о которых никто не знает. Чтобы подростковый кризис не превратился в трагедию, родители должны знать об его особенностях.
К наиболее частым проявлениям кризиса подросткового возраста относится:
- стремление к независимости, свободе, самостоятельности;
- повышенный интерес к сексу, противоположному полу, собственному телу и внешности;
- потребность в уединении, личном пространстве;
- замкнутость в сочетании с потребностью в общении со сверстниками;
- резкие перепады настроения;
- повышенная конфликтность;
- максималистское, строго-логическое мышление;
- тщательно скрываемые или ярко выраженные бурные эмоции.
Хотя вопрос о неизбежности кризиса является дискуссионным, все же многие психологи именно этот кризис считают главным в жизни человека и отмечают, что для развития личности намного лучше чтобы этот кризис проявился во всей своей красе: лучше когда ребенок бунтует, чем когда он остается тихим и послушным, как в детстве.
Так как не все подростки с наступлением переходного периода превращаются в бунтарей, принято различать два возможных пути развития подросткового кризиса, две его формы:
- Кризис независимости. Эту «бунтарскую линию» поведения характеризуют: своеволие, упрямство, грубость, агрессивность, негативизм, строптивость, лживость, пренебрежение правилами, обесценивание авторитета родителей, эгоизм, собственничество.
Кризис независимости имеет три стадии:
- Предкритическая. Подросток начинает отстаивать свою свободу, но несмело и осторожно.
- Кульминационная. Стадия острого конфликта. Подросток действует не задумываясь, непредсказуемо и отчаянно. Не понимает, что своим поведением и словами ранит родителей, может нанести значительный вред и самому себе. Это время когда человек «набивает шишки» и учиться на собственных ошибках.
- Посткритическая. У подростка складываются новые принципы, ценности, мировоззрение. Отношения к родителям и стиль общения изменяются.
- Кризис зависимости. Это «спокойная линия», которая нравится и устраивает родителей, но является менее продуктивной в плане развития личности подростка. Наблюдаются: примерное послушание, возврат к детским моделям поведения, интересам, играм, «детское» мышление (чрезмерное фантазирование, абстрактность, алогичность), несамостоятельность, страхи, связанные с обществом, конформизм, стремление быть «как все», неуверенность в себе, тревожность.
Зависимый от родителей подросток рискует так и не научиться быть взрослым, самостоятельно принимать решения, отвечать за свои слова и поступки, формировать личное мнение, адаптироваться к жизни в обществе, справляться с трудностями, быть активным, инициативным, целеустремленным, а значит, успешным и счастливым.
Как общаться с подростком
Нужно понимать, что для подростка не столь важна возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, как признание за ним этого права родителями. Именно поэтому подростки бунтуют, когда обнаруживают несовпадение их прав с правами родителей.
Если подросток, к примеру, сомневается идти или не идти на вечеринку, то, получив от родителей строгий запрет на поход туда, он скорее примет решение «на зло», чем решит остаться дома. Подросток думает: «Почему я не могу принять решение сам, как это делают родители? Кто дал им право мною командовать?! Ведь они не спрашивают моего разрешения, когда куда-то отправляются!».
Подросток требует равенства со взрослыми, но при это продолжает нуждаться в их помощи, защите, любви. Сами юноши и девушки не осознают этого и не способны сами себе помочь.
Родителям подростка лучше придерживаться такой линии поведения:
- рассказать об особенностях подросткового возраста,
- уделить время беседе о сексе, интимной стороне жизни,
- интересоваться жизнью подростка, но не навязчиво, без расспросов и допросов,
- снизить контроль,
- не прибегать к запретам, ультиматумам, шантажу и другим формам управления и манипуляции,
- не давать навязчивых советов,
- предоставить личное время и пространство,
- конфликты разрешать путем обсуждения во время беседы,
- не отвечать агрессией на агрессию,
- спокойно реагировать на обидные слова, прощать их,
- предоставлять самостоятельность в рамках разумного,
- относиться к ребенку как к взрослому, не унижать его,
- доверять, верить в него,
- не акцентировать внимание на недостатках внешности, напротив, лучше делать комплименты,
- не отвергать и не говорить слишком резко и негативно о друзьях подростка,
- обращаться за советом, спрашивать мнение по поводу того, что касается быта, финансов и других семейных вопросов,
- привлекать к обсуждению семейных проблем,
- приходить на помощь когда подросток об этом просит,
- показывать без слов, что в случае необходимости, готовы его выслушать и поддержать,
- не отгораживаться и не игнорировать,
- быть терпеливыми!
Если подростковый кризис идет по линии зависимости, родителям придется самим «отделять» подростка от себя, отучать от старых форм поведения, способствовать повышению самоконтроля и уверенности в себе, стимулировать самостоятельность и независимость.
Родителям нужно постараться быть не авторитарными, а авторитетными для своего ребенка. С детско-родительского типа отношений нужно перейти на дружбу, иначе возникнет вражда. Чтобы ребенок доверял и был открыт к общению, нужно ослабить контроль и давление и общаться с ним как со взрослым человеком.
Кризис подросткового возраста может войти в очень тяжелую стадию, когда ребенок связывается с плохой компаниям, начинает патологически врать, воровать, употреблять алкоголь, предпринимает попытки побега из дома или суицид и прочее. В таких случаях, нужно не задумываясь обращаться за помощью к психологу.
Кризис подросткового возраста, действительно, самый сложный кризис, но он является закономерным и необходимым этапом развития. Не стоит его бояться!
В помощь родителям, чьи дети переживают подростковый кризис, психологическая литература:
- Вадим Руденко «Переходный возраст. Разруливаем ситуации»
- Анна Зубова «Мама подростка. Как пережить переходный возраст»
- Александра Ходосова «Переходный возраст»
- Наталия Дмитриева «Кризисы детского возраста. Воспитание подростков»
- Татьяна Авдулова «Психология подросткового возраста»
- Мира Киршенбаум, Чарльз Фостер «Учитесь общаться с подростком. Новый взгляд на ваши отношения с детьми. Конец конфликтам!»
- Юлия Лемеш «Общаться с подростком. Как?»
- А. Пономаренко «Как наладить отношения с подростком. 100 практических советов»
- Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили»
- Евгений Кащенко, Анна Котенева «Как говорить с детьми о сексе. Книга для родителей о том, что волнует подростка»
[wpsp id=»1858″]
Ждем Вашей оценки
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями