Главная » Вопросы и ответы » Виды устного делового общения

Виды устного делового общения

Вопросы и ответы

деловое общение

Любое высказывание с помощью звучащих слов отличается от письменной речи: предложения здесь короче, построение фраз проще, возможно (в деловом общении – в минимальных дозах) употребление разговорной лексики, допустима эмоциональная окрашенность. Хорошая, правильно построенная устная речь отличается от просто озвученной письменной речи: она понятна, ее содержание усваивается сразу, она помогает установить контакт с аудиторией, легче запоминается и, в конечном итоге, помогает выступающему добиться поставленной цели. Основными ошибками в таких случаях чаще всего являются: неправильное выбранное слово (лексические ошибки), ошибки в произнесении слова (орфоэпические ошибки) неправильное построение предложения (синтаксические ошибки).

Рассмотрим формы делового общения:

  • беседа деловая,
  • деловая беседа по телефону (выделяется в отдельную форму, поскольку имеет целый ряд особенностей, отличных от непосредственной деловой беседы),
  • деловые переговоры,
  • служебное совещание,
  • деловая дискуссия,
  • пресс-конференция,
  • публичная речь,
  • деловая переписка.

Деловая беседа — самая распространенная из всех многообразных форм общения в деловой среде.

Основные этапы: формальное начало беседы (с представлением собеседников, если это необходимо), информирование, аргументация, выработка и принятие определенного решения (если это возможно), завершение беседы.

Основной фактор, позволяющий выделить деловую беседу в отдельную форму общения, это удаленность собеседников, накладывающая определенные ограничения на их разговор. Помимо ограничения по времени и соблюдения этикета деловых телефонных переговоров это еще и ограничения, вызванные удаленностью собеседников друг от друга: невозможность установить визуальный контакт, вынужденно пониженный эмоциональный тонус беседы, невозможность использовать в беседе личные качества собеседников и другие субъективные факторы.

Основное отличие деловых переговоров от деловой беседы заключается в их более официальном характере и большей конкретности поставленных целей. Кроме того, как правило, итогом деловых переговоров является подписание документов.

Эффективное ведение переговоров обусловлено соблюдением партнерами этики делового общения и таких необходимых составляющих любого делового общения, независимо от его формы, как точность, честность, корректность и такт, умение выслушивать, конкретность. При переговорах с зарубежными партнерами часто бывают необходимы услуги переводчика.

От его профессиональной лингвистической квалификации и даже личностных качеств во многом зависит общая атмосфера на переговорах и, в конечном счете, их успешное завершение. Основные этапы деловых переговоров сходны с основными этапами деловой беседы.

Служебное совещание — одна из наиболее эффективных форм процесса принятия решений и инструментов управления делами. Проводится с соблюдением основных правил делового общения, бывает более или менее формализованным в зависимости от состава участников. Результатом любого совещания является оформление протокола (в краткой форме – с перечислением присутствующих, повестки заседания и принятых решений; в более развернутой форме протокола фиксируется также текст выступлений)

Письменной формой делового общения является деловая переписка. Она заключается в обмене документами с помощью различных средств связи (почта, электронная почта, курьерская или фельдъегерская почта, факс).

Это предъявляет к стилю деловой переписки определенные требования, и вызывает необходимость её унификации и стандартизации – и в том, что касается формы, и в том, что касается языка делового письменного общения. Важно подчеркнуть, что участники официального делового общения выступают в этом процессе в официальном статусе (не как частные лица со своими индивидуальными свойствами) и нацелены на решение конкретных задач.

Основные (универсальные) требования к участникам делового общения:

  1. Правильность речи. При этом следует отметить, что нормы деловой речи менее строгие, чем у ее письменной формы. Так, на речевые характеристики деловой беседы оказывают влияние как разговорный, так и официально-деловой стиль. Чаще используются простые предложения, а не сложные, но зато активно употребляется официально-деловая лексика.
  2. Правильность словоупотребления и употребления средств выразительности. Ошибки в словоупотреблении – самый распространенный «дефект речи» участников деловых разговоров. Это может быть незнание точного значения слова, что приводит к нелогичности и даже иногда абсурдности высказывания. В отдельных случаях исказить основную мысль высказывания может пропуск слов. Испортить впечатление от самой хорошо продуманной и «исполненной» речи может неудачный выбор синонима или антонима, замена нужного слова его искаженным вариантом (например, прилагательное «неочередной» вместо «внеочередной»). В этом случае помогают словари, такие как словарь антонимов.  Следует подчеркнуть, что использование средств выразительности в официально-деловом стиле вообще должно быть очень умеренным, а в массе случаев оно вообще неуместно.
  3. Точность речи . Основными недостатками при этом являются: • злоупотребление иностранными словами (которое часто сопровождается незнанием точного смысла употребляемого слова;
  4. Лаконичность, ведь речевые ошибки содержатся в многочисленных повторах одной и той же мысли (даже в разном речевом облачении), в неоправданных отступлениях от основной темы.
  5. Для устной формы делового общения большое значение имеет техника речи:. Кроме того, повышают результативность общения такие субъективные характеристики, как приятный тембр голоса и достаточная сила звука («хорошо поставленный звучный голос» всегда был одним из главных качеств хорошего оратора).

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями