Автоматизмы восприятия

Память и мышление

Автоматизм восприятия

Любое автоматическое устройство существует, чтобы облегчить жизнь людей. Как всякий механизм, созданный для того чтобы выполнять за человека какую-либо однотипную работу, автоматизмы восприятия на бессознательном уровне «думают» за людей.

Для чего нужны автоматизмы?

Автоматизмы – это простые действия, которые индивид совершает бессознательно, машинально, без обдумывания. Они освобождают время человека и ресурсы его сознания для чего-то более важного – для осмысленной, творческой, целенаправленной деятельности.

Автоматизм восприятия – тип автоматизмов; результат бессознательного формирования целостного образа предмета, явления или процесса.

Благодаря автоматизмам, человек воспринимает и быстро узнает предмет, действие или другого человека, если он их уже видел и взаимодействовал с ними. Благодаря работе восприятия, не нужно изучать известные предметы, учиться осуществлять привычные действия и заново знакомиться с окружающими людьми.

Автоматизмы бывают двух видовАвтоматизмы бывают двух видов:

  1. Первичные. По большому счету, это безусловные, то есть врожденные рефлексы. Например, чтобы сделать вдох не приходится ставить сознательную цель, не возникает даже такого желания. Всю врожденно-рефлекторную работу человек выполняет «на автомате».
  2. Вторичные. Эти автоматизмы образуются прижизненно в результате формирования условных рефлексов или как продукт воспитания, культуры, быта. Привычки, навыки, стереотипы, ошибки мышления и прочее – это вторичные автоматизмы. Все они формируются постепенно в процессе социализации индивида.

Когда-то, впервые взяв зубную щетку в руки, ребенок испытывал большие трудности с тем, чтобы как следует почистить зубки, но во взрослом возрасте это настолько привычное занятие, что человек порой не может вспомнить чистил он зубы с утра или нет, ведь он делает это каждый день «на автопилоте».

Автоматически, не подключая сознание, взрослый человек совершает множество действий: ходит, ест, моргает, дышит, застегивает пуговицы, поворачивает кран, включает свет, говорит, пишет, читает и многое другое.

Какими были бы люди, если б бессознательное не принимало участия в регулировании поведения, если бы не было автоматизмов? Ответ прост: людям приходилось бы все делать каждый раз как в первый раз: как младенец учиться ходить, как первоклассник учиться писать, как новичок печатать на компьютерной клавиатуре и так далее.

Проблема автоматизации психики

Наверное, психика человека не развилась бы вовсе, а интеллект не был столь высок, если б не возникли автоматизмы. Они берут на себя всю простую, незначительную, стереотипную работу, а также поддержание жизнедеятельности организма для того, чтобы у человека осталось время на развитие своей личности.

большинство повседневных действий превращается во вторичные автоматизмыПроблема в том, что нередко большинство повседневных действий превращается во вторичные автоматизмы.  В результате человек перестает развиваться, начинает скучать, и каждый день становится «днем сурка». Когда все одинаково серо, привычно, однообразно, до боли знакомо, рождается либо смирение, либо внутреннее возмущение: «Я не робот! Я хочу прожить яркую жизнь!».

Вот почему так важно приобретать новые знания и навыки, менять привычки, общаться, бывать на природе, путешествовать, развиваться – делать что-то новое или по-новому.

Каждый раз, когда что-то происходит впервые или по-новому, без подключения сознания не обойтись. Нельзя «на автомате» выполнять незнакомое действие, невозможно автоматически, не изучив воспринимаемый уникальный объект или явление, составить представление о нем.

При восприятии чего-то нового, возникает интерес и мыслительная задача: познать неизведанное.

[sc name=»Adsense»]

В голове при восприятии нового рождаются вопросы, стимулирующие познавательную деятельность. Мозг «включается», «просыпается» сознание и человек начинает думать, а значит и развиваться!

Поэтому познавательный интерес необычайно высок у маленьких детей. Они еще не знают об опасностях, поэтому В голове при восприятии нового рождаются вопросысмело тянутся ручками и пытаются попробовать на зуб все подряд. И взрослые в поисках ответов на вопросы иногда серьезно рискуют.

Итак, первичные и вторичные автоматизмы восприятия облегчают жизнь человека, позволяют ему в привычных ситуациях не тратить время на познание и принятие решений. Но в то же время и упрощают ее порой до такой степени, что человек становится легко управляемым, часто ошибается, принимает желаемое за действительное, оказывается в рамках стереотипов – перестает думать и размышлять.

Если все автоматически принимать на веру, можно потерять способность критически мыслить, быть творцом своей судьбы и превратиться в «марионетку».

Автоматизм восприятия и формирующие его факторы

Восприятие – это психический познавательный процесс, благодаря которому объекты окружающего мира воспринимаются целиком, как единый образ.

Восприятие складывается из комплекса ощущений. Например, если ощущения такие:

  • запах свежий, резкий, приятный, бодрящий,
  • тактильные ощущения готовят, что предмет умещается в ладони, достаточно твердый, при этом поверхность его шероховатая,
  • на вкус кисло-сладкий, сочный,
  • звуков не издает,
  • на вид шарообразный и оранжевый.

Восприятие, сложив все эти ощущения разных модальностей в целостный образ, моментально и автоматически выдает результат – это апельсин.

При отсутствии одной из модальностей, воспринимать мир сложнее. Не видя или не слыша, дольше приходится познавать предмет, явление или процесс.

Виды процесса восприятияВ зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в процессе восприятия, различают следующие его виды:

  • зрительное,
  • слуховое,
  • осязательное,
  • вкусовое,
  • обонятельное.

Существует также еще и двигательное восприятие, но оно, как правило, полностью не осознается человеком, хотя и сопутствует зрению, слуху, вкусу, запаху, прикосновениям.

Например, когда человек воспринимает вкус посредством рецепторов, находящихся на языке, большая роль отводится и движениям языка. Вкус еды покажется разным, если ее проглотить, не прожевывая или сначала разжевать. Проведите досуг в апартаментах привлекательной индивидуалки Красноярска . Посетите наш сайт, и вы найдёте подборку самых способных женщин своего района. Просмотрите все имеющиеся варианты, и мы посодействуем вам в выборе подходящей партнёрши!.

Восприятие зависит не только от внешних факторов (размера, движения, повторяемости, новизны и узнаваемости объекта), но и от особенностей личности самого воспринимающего субъекта, то есть от:

  1. Личного опыта человека. Каждый учится на личном опыте. Например, если кто-то никогда не видел айву, но видел яблоко, он автоматически воспримет ее как яблоко, так как эти фрукты похожи.
  2. Потребностей и мотивации. Человек всегда быстрее воспринимает то, что является актуальным и востребованным лично для него. Этим часто пользуются создатели рекламы. Если нужно продать какой-нибудь невостребованный продукт, его ассоциативно связывают с важной человеческой потребностью для того, чтобы автоматически он был Стереотипности и установкивоспринят как нужный.
  3. Стереотипности и установок. Эти два фактора как никакие другие формируют автоматизмы восприятия. Человек видит то, что ожидает увидеть, то, что, по его мнению, должно быть увидено и переубедить его бывает чрезвычайно сложно. Случается так, что люди просто отказывается верить своим глазам и продолжают настойчиво ошибаться.

На вторичные автоматизмы восприятия влияет еще множество других личностных особенностей. Например, то, насколько человек оптимистично смотрит на жизнь. Известно выражение, которое, по сути, является риторическим вопросом «Стакан на половину пуст или на половину полон?». Оптимист автоматически воспринимает стакан как на половину полный сосуд, а пессимист – как на половину пустой.

Обман восприятия

Из-за того, что человек привыкает воспринимать вещи и явления определенным образом, обмануться ему достаточно легко. Это известно всем и каждому. Если маленькому ребенку не понравился творог, и он отказывается его кушать, мама начинает придумывать «фокусы» и делает все, чтоб ребенок съел творог, приняв его за что-то другое или просто не заметив.

Самые яркие примеры, демонстрирующие работу автоматизма восприятия – зрительные иллюзии.

Обман восприятияПримеры зрительных иллюзий:

  • светлые объекты на темном фоне кажутся больше, чем они есть на самом деле,
  • кажется крупнее объект, окруженный мелкими предметами,
  • вертикальные линии воспринимаются как более длинные, нежели горизонтальные,
  • движущийся удаленный предмет смотрится как передвигающийся медленнее, чем более близкий.

Человек привыкает видеть предметы определенным образом и механически узнает их именно тогда, когда они представлены в привычном виде. Если же он видит предмет в непривычном виде, то думает, что зрение его обманывает, что это другой предмет.

Но обман зрения не обман как таковой, а особенность зрительного восприятия. Если бы глаза у человека были устроены иначе, видимый мир был бы другим и то, что сейчас кажется правильным и нормальным, казалось бы аномальным, невозможным, сумасшедшим.

Восприятие строится на определенных принципах:

  1. Выделение фигуры из фона.
  2. Неизменность объекта в процессе восприятия (или принцип константности).
  3. Группировка однообразных стимулов в единое целое.

Обман восприятияГруппируются объекты тоже по определенным законам:

  • расположенное близко воспринимается как единое,
  • подобное воспринимается вместе,
  • пробелы в фигуре заполняются до замкнутого образа,
  • скорее человеку увидится непрерывная форма, нежели сложная комбинация,
  • близкое во времени и пространстве воспринимается как одно и то же,
  • стимулы, проявленные в одной зоне, воспринимаются как группа.

Все эти и другие законы и закономерности порождают первичные и вторичные автоматизмы восприятия, толкающие людей видеть мир лишь определенным образом.

Отрицательные и положительные изменения в автоматизмах

В норме автоматизмы восприятия являются компонентами сознательно регулируемых действий. А вот их обособление или изменение может свидетельствовать о психической патологии либо же о гениальности.

Синдром психического автоматизмаСиндром психического автоматизма (также называемый синдром Кандинского-Клерамбо) проявляется как искаженное восприятие ощущений и действий. Психически больной человек думает, что кто-то чужой или какая-то сила насильственно вкладывает в его голову идеи, мысли, совершает за него поступки и так далее. В случае психической болезни, индивид обособляет восприятие мира от своего «Я», все кажется не таким как надо, чужим, враждебным.

Есть и другие психические автоматизмы такие, например, как сомнамбулический или гипнотический. Но это все крайности. Если же автоматизм восприятия снижен осознанно и в целом процесс восприятия не нарушен, изменения в личности происходят со знаком «плюс»!

Если индивид умеет смотреть на вещи словно бы в первый раз, с интересом, критически, с разных сторон и ракурсов, он видит больше, нежели «нормальный» человек. Умение не принимать на веру увиденное и повышенный познавательный интерес формируют неординарную, творческую личность.

Яблоки, созревая, испокон веков падали с ветки на землю и люди воспринимали это как должное, нормальное явление. Но почему-то именно И. Ньютон обратил особое внимание на этот процесс, воспринял его не автоматически, а критически и задался вопросом «Почему яблоко подает на землю?», после чего сделал гениальное открытие силы земного притяжения, а сам стал великим ученым.

Мышление детейГениальность и творчество порой видятся как безумство и рьяно критикуются людьми. Творец иногда действительно словно бы балансирует на грани между психической нормой и патологией, особенно в том случае, если создаваемый им продукт абсолютно уникален.

Почему все дети вскоре после того как научатся говорить, превращаются в «почемучек»? По причине малого количества автоматизмов восприятия. Ребенок все видит впервые, всему учится, ему все интересно, поэтому и возникает масса вопросов, на многие из которых не могут ответить не то чтобы родители, но и ученые.

Мышление детей изначально образное, творческое, необычное и только со времен все больше вторичных автоматизмов и стереотипов заполняют сознание, взрослые перестают задавать вопросы и научаются жить «как все».

Люди с меньшим количеством вторичных автоматизмов восприятия, сумевшие сохранить живой, детский интерес к жизни и познанию, более креативные личности, способные быть творцами своей судьбы.

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

, , , , , , , , , , ,